Правительство будет инициировать пересмотр отдельных пунктов договора о сотрудничестве с Всемирной торговой организацией (ВТО.) «Ныне наступил момент, когда мы можем начать переговоры с ВТО и какие-то позиции изменить в интересах нашей экономики», — заявил во время Ялтинского форума премьер-министр Украины Николай Азаров.
И хотя, как утверждает народная мудрость, коней на переправе не меняют, однако пойти на такой шаг власти придется, потому что экономический эффект от трехлетнего членства в ВТО, похоже, не очень поражает результатами.
«Действительно, в ВТО необходимо было вступать. Это было необходимо, и невозможно было сделать иначе», — выражает точку зрения предпринимателей председатель Объединенного движения работодателей Украины бизнесмен Дмитрий Фирташ. Однако, по его словам, присоединяясь к ВТО три года назад, не были учтены позиции бизнеса. «Мы полностью не защитили украинский бизнес», — объяснил главную причину изменения ВТОвских правил игры Фирташ.
Ратифицируя соглашение о вступлении в ВТО, парламент принял решение, которым обязал Кабмин подготовить и утвердить программы адаптации отраслей отечественной экономики, рассказывает «Дню» президент «Украинского союза промышленников и предпринимателей» Анатолий Кинах. «К сожалению, они не были утверждены», — констатирует он. Поэтому в условиях значительной открытости украинской экономики — это вызвало значительный рост импорта. И этот процесс не остановился, так как негативное сальдо внешней торговли на этот момент, по словам Кинаха, выросло по сравнению с аналогичным периодом 2010 года вдвое. В таких условиях, говорит он, Украина должна воспользоваться своим законным правом и улучшить условия договора: поднять ввозные ставки на отдельные группы товаров, реализовать программу импортозамещения и тому подобное. В первую очередь в защите нуждаются агропромышленный комплекс и пищевая группа.
Что именно и как менять — правительство должно определиться до конца сентября, после чего подать заявку в комитет ВТО.
Параллельно правительственная группа работает над еще одним документом, от совершенства которого зависит эффективность работы украинских производителей внутри страны и на европейских рынках в ближайшем будущем. Речь идет о договоре об ассоциации и о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Евросоюзом. Заявления высших украинских и европейских должностных лиц указывают на то, что черновой вариант документа уже готов, большинство пунктов согласовано, остались только отдельные экономические вопросы.
По информации источников издания в Кабмине, спорными с ЕС остаются вопросы относительно агропромышленного комплекса, рынка автоперевозок и предоставления услуг. Но премьер настроен решительно, чтобы как можно быстрее закрыть и их. Поэтому, похоже, украинская власть рассчитывает подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом еще до конца 2011 года: самый оптимальный вариант — в декабре во время саммита «Украина — ЕС» в Киеве.
Как предприниматели оценивают уровень защищенности своих прав на внутреннем рынке после открытия границ с Европой? И достаточно ли механизмов записали чиновники в проект договора ЗСТ с ЕС, чтобы отечественные производители не чувствовали себя ограниченными на европейских рынках? Об этом «День» спросил представителей бизнеса.
Зона свободной торговли с Евросоюзом — важна, в первую очередь, не с позиции сбыта продукции, а как источник прямых инвестиций, привлечения передовых технологий и оборудования, которое не производится в Украине, для модернизации отечественной экономики, говорит Кинах. «Поэтому в проекте договора о ЗСТ нужно прописать льготное налогообложение этих товаров через режим инвестиционного импорта», — объясняет Кинах.
Кроме того, продолжает он, Украина и ЕС имеют существенную разницу в объемах финансовой государственной поддержки сельского хозяйства. В ЕС финансовая поддержка в десятки раз больше нашей, говорит Кинах. При таких условиях Украина должна всеми разрешенными в рамках ЗСТ способами максимально защищать свой рынок от такой продукции и параллельно договариваться о максимальных объемах поставок своей агропродукции на европейский рынок.
Кстати, именно в секторе АПК сегодня осталось едва ли не больше всего вопросов у переговорщиков. Один из спорных моментов — экспорт зерновых. Еврокомиссия настаивает на применении практики квотирования относительно украинского зерна. Зато Украине более выгодна полная либерализация внешней торговли с ЕС. Но, несмотря на это, Украина готова пойти на переходной период, в течение которого экспортные квоты увеличатся.
Как рассказали источники «Дня», приближенные к переговорному процессу по подготовке проекта договора ЗСТ с ЕС, еще один спорный пункт — экспорт мяса птицы. Официально этот пункт чиновники не комментируют. Неофициально участники переговоров рассказывают, что вопрос отнесли в концу переговоров. Поэтому «День» попросил одного из самых больших производителей мяса птицы прокомментировать ситуацию. Председатель правления «Мироновского хлебопродукта» Юрий Косюк заявил «Дню», что проблема в том, что на украинском рынок экспорт будет без проблем, а на внешнем — только в определенном объеме. Сегодня, по его словам, в проекте договора записан объем экспорта мяса птицы в размере 20 тысяч тонн. «Для европейского рынка — это вообще ничего», — говорит он. С другой стороны, говорит Косюк, европейцы обещают не субсидировать экспорт мяса в Украину. «Если они не будут субсидировать, то у них нет никакого шанса (на внутреннем рынке Украины. — Авт.)», — детализирует он.
Есть замечание к проекту договора и у президента ассоциации «Мебельдеревпром» Сергея Сагаля. По его словам, самого документа мебельщики еще в глаза не видели, хотя предложения к нему подавали. Сегодня при входе на украинский рынок на всю мебельную продукцию из ЕС, рассказывает он, пошлина равна нулю. Но при ввозе на европейский рынок украинское ДСП облагается 3% пошлины. «Мы подавали предложение, чтобы ее ликвидировать. Это позволило бы более свободно торговать на европейском рынке (потому что 3% — достаточно серьезное препятствие в выравнивании цены) и увеличить рост мебельной отрасли после открытия границ на 20—30%», — рассказывает он.
В проекте договора есть тяжелые пункты, которые выльются в минусы для украинских производителей, выражает «Дню» свою точку зрения на план экономического сближения с Европой собственник «Велес» (ТМ «Колонист») Иван Плачков. Напомним, что долгое время между ЕС и Украиной не стихали дискуссии об использовании географических названий в украинских товарах. Якобы сошлись на том, что должен быть переходный период (10 лет), в течение которого украинские производители откажутся от некоторых географических названий. По мнению Плачкова, после открытия границ сначала состоится падение объемов производства, потом ситуация стабилизируется, исчезнут отраслевые производители-гиганты, которых нет в Европе, появится много средних производителей — и начнется прирост экспорта украинской продукции.
Немало вопросов к тексту договора у легпромовцев. «У нас с ЕС не зеркальные таможенные тарифы», — озвучивает одну из принципиальных позиций отрасли президент, председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Валентина Изовит. По ее словам, отдельные виды продукции (пряжа, ткани) из ЕС экспортируются в Украину почти по нулевым ставкам, тогда как при ввозе в Европу ставки достигают 4—12%. Даже одежда, изготовленная в Украине по давальческой схеме, облагается на границе с Европой высокой пошлиной, резюмирует она. Вторая позиция, по словам Изовит, — импорт секонд-хенда, поток которого можно ограничить также за счет увеличения таможенных ставок.
Поэтому вопросов и предложений у бизнеса хватает. Будем надеяться, что их услышат должностные лица, ответственные за процесс подготовки договора о зоне свободной торговли с ЕС. Иначе правительство рискует повторить нынешнюю ситуацию с изменениями к договору о членстве в ВТО, когда через несколько лет жизни по новым правилам придется исправлять сегодняшние недосмотры.