Для превращения Европы в экологически-нейтральный континент Еврокомиссия и Совет Евросоюза в декабре 2019 года положили начало разработке Европейского Зеленого соглашения (European Green Deal). Почти через 30 лет после Всемирного экологического саммита «Рио-1992» этот подход совмещает перестройку экономики «замкнутого цикла», основанной во ФРГ Законом 1994 года, с сокращением выбросов веществ (т.н. «парниковых газов»), которые способствуют глобальному потеплению, на выполнение Киотского протокола (1997 г.) и Парижского соглашения (2015 г.).
Этому решению ЕС предшествовало провозглашение Организацией экономического сотрудничества и развития ООН в 2009 году идеи «Зеленого роста». На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2013 году необходимость инвестиций в необходимую для этого «Зеленую инфраструктуру» была оценена в 4 триллиона долларов
Уже в марте 2020 года начинается внедрение нормативно-правовой основы реализации Зеленого соглашения, на воплощение которого ЕС выделяет триллион евро. Благодаря своевременному реагированию украинской стороны, в общем заявлении по результатам заседания Совета Ассоциации между ЕС и Украиной 28.01.2020 в Брюсселе признана необходимость интегрирования нашей страны в воплощение Зеленого соглашения.
Этот встречный шаг вытекает из прагматичного понимания особенной роли Украины для охватывания Зеленым соглашением всего Европейского континента, как это задекларировала Еврокомиссия, Географический центр этого континента расположен в Украинских Карпатах поблизости Рахова и границе с Румынией. В то же время он находится посредине общей границы Украины с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией, которые являются наиболее проблемными членами ЕС и НАТО для воплощения European Green Deal. По обе стороны Карпат с этими странами граничат Закарпатская, Ивано-Франковская, Черновицкая и Львовская области, а также Волынская и Одесская. К окружению географического центра Европы примыкают Тернопольская, Хмельницкая и Винницкая области в бассейне Днестра, со стороны ЕС — Австрия и Чехия, а также Сербия и Молдова. В этом регионе сосредоточены истоки и водосбор Дунайского и Балтийского бассейнов (Тисы, Прута, Сирета, Вислы), а также Днестра — то есть ключевой водные и гидроэнергетические ресурсы Центрально- Восточной Европы.
Но наиболее весомый фактор роли Украины вытекает из опубликованной в NewYork Times 15.01.2020 карты отличий среднегодовых температур земной поверхности по отношению ко всему периоду метеорологических наблюдений. Из приведенного рисунка становится очевидным растущий перегрев большей части Европы в сравнении с другими зонами массового заселения и антропогенной деятельности. Наиболее перегретой является ее центральная часть, которая охватывает правобережную Украину, Беларусь, Молдову и прилегающие части вышеупомянутых граничащих стран и России.
Понятно, что даже упрощенное толкование этой информации неуместно и, к тому же, требует как методологической проверки, так и фактологии альтернативными средствами и экспертами. Однако можно попробовать сделать некоторые предположения относительно освещенных данных в контексте главных приоритетов Зеленого соглашения, которые были отмечены в заявлении Еврокомиссии от 11.12.2019.
С точки зрения более «чистой энергетики» эта зона представляет интерес сразу в нескольких ракурсах. Во-первых, здесь расположен ряд атомных станций, которые не выбрасывают парниковые газы, но градирни которых испаряют значительное количество влаги и тепла в атмосферу. В то же время, из-за роста цены на газ, в этом регионе распространяется применение альтернативных источников энергии — от больших площадей солнечных коллекторов до сжигания угля, древесины и мусора, влияние которых на энергетический баланс земной поверхности и атмосферы еще недостаточно изучено. Сюда же следует отнести тепловое вложение от работы многочисленных кондиционеров и холодильников в знойное время года, которое постепенно удлиняется.
Для определения роли Украины по приоритету «восстанавливаемого производства с замыканием ресурсно-экологических циклов», есть смысл привлечь внимание к отсутствию максимального перегрева на территории Донбасса. Это может быть связано со значительным сокращением там производственной деятельности после 2014 года по сравнению с Приднепровьем, которое остается перегретым. Также следует учесть, что удельная энергоемкость основных видов производства (от горно-обогатительного до агропромышленного) в зоне перегрева остается значительно выше, чем в передовых странах. То же касается сферы предоставления услуг и других аспектов обеспечения жизнедеятельности людей.
Относительно приоритета «уменьшения негативного влияния и потерь в строительном секторе и ЖКХ» — для первой отрасли существенными факторами влияния на состояние окружающей среды остаются сырьевая база и энергоемкость производства строительных материалов — от исключения гравиево-песчаной смеси до выработки цемента и кирпича. Неконтролированное и/или технологически ненормализованное изъятие сырья, особенно — в бассейнах рек, ведет к ряду последствий, которые отражаются на тепловом балансе территории. Противоправные изменения в руслах приводят, в частности, к: уменьшению поверхности зеркала вод (в отмеченной части Украины и Беларуси с когда-то плотной водно-болотной сетью, по причине руслоразрушительных и мелиоративных мероприятия). Так, в Украине за последние 30 лет исчезло свыше 10 тысяч малых рек. В то же время, увеличивается загрязненность (мутность, заиление) водных источников, что также существенно изменяет тепловой баланс в этой части Европы. Не меньше важной является степень захламленности территории, например, растущая площадь мест неблагоустроенного удаления отходов, которые выгорают или/и выбрасывают свалочный газ и фильтрат. Особенно это касается защитных прибрежных полос водотоков и водоемов, которые, вопреки действующему законодательству, до сих пор не вынесенные «в натуру» органами Госгеокадастра, даже при передаче земель новым ОТГ. Еще одним весомым аспектом в сфере ЖКХ является «вклад» системы теплоснабжения.
Относительно роли «устойчивого развития транспортного обеспечения» в отмеченных явлениях — следует взять во внимание ряд особенностей железнодорожных и автогрузовых перевозов, поскольку именно в украинских регионах Прикарпатья, соседних странах ЕС и в Беларуси и России их сеть и движение по ней является самой плотной в перегретой зоне континента. На протяжении последних десятилетий объем железнодорожных грузоперевозок здесь сокращался за счет роста потоков «дальнобойных» грузовиков с все большей тоннажностью и с растущей частью устаревших средств перевозов, которые не отвечают современным экологическим требованиям. От этого ухудшается и состояние автодорог, проезд по которым провоцирует дополнительные расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) и, понятно, выбросы. Соответственно, учащаются и ремонты дорог, которые также не добавляют «стерильности» по загрязняющим и тепловым выбросам.
При этом не наблюдается позитива и на железнодорожном транспорте, который является более экологически экономическим (в частности, контрейлерный поезд, преодолевая приблизительно то же лобовое сопротивление для свыше 30 грузовиков на платформах, что и каждый из грузовиков отдельно, в разы уменьшает удельную потребность в ГСМ, а также объемы выбросов на единицу груза, который перевозится, сохраняя состояние дорог, труд и здоровье водителей). Однако отсутствие существенного прогресса по этим аспектам транспортировки дополнительно умножается использованием изношенного тепловозного парка, из-за которого растут загрязнение окружающей среды и тепловые выбросы. К этому же следует прибавить значительную запыленность воздуха в результате перевоза насыпных грузов на открытых платформах или в полувагонах.
Поэтому понятно заявление нового Комиссара ЕС по транспорту А.Велеан непосредственно в день провозглашения Зеленого соглашения 11.12.2019: «Наша цель — передвинуть основную часть наземных грузопотоков, которые осуществляются грузовиками, к железнодорожным и водным перевозам, для чего необходимы большие возможности и мультимодальные решения».
Часть приоритета «природопользования и сохранения биомногообразия» Зеленого соглашения требует отдельного разговора. Одним из наиболее важных аспектов «синергического» ответа на вызовы глобального потепления здесь является лесная отрасль, точнее — баланс лесозаготовок и лесовосстановления, особенно для горных территорий.
Имеющаяся тенденция уменьшения снежных и глетчерных накоплений воды в горах в ходе глобального потепления не только ухудшает тепловой баланс территории, но и уменьшает водообеспечение всего континента, в т.ч. и водную сеть, о влиянии которой на тепловой баланс шла речь выше. Поэтому задача лесовосстановления (в первую очередь — горного) в преобладающем соотношении к лесозаготовке и экспорту древесины является одним из ключевых для воплощения Зеленого соглашения.
Одним из наиболее всеобъемлющих является также приоритет «постоянного агро- и продуктового производства и потребление «от фермы к вилке». Кроме основополагающей роли распаханности и антропогенного покрова земли, равно как и развития или упадка отдельных видов животноводства и перерабатывающих отраслей, на большей части территории весомое значение имеет привлечение в этот сектор больших объемов продуктов других секторов, которые влияют на климат, — от больших объемов производства химикатов сельскохозяйственного назначения до упаковочных материалов, начиная с пленки для теплиц и сельхозпродукции.
Этот аспект Зеленого соглашения тесно переплетается с его последним главным приоритетом — «быстрым и эффективным уменьшением загрязнений окружающей среды», что напрямую — из-за захламленности, и опосредствовано — из-за влияния на состояние воздуха, вод и почв существенно изменяет тепловой баланс территорий.
Даже этот поверхностный обзор проблем доказывает необходимость поиска ответов не только на вызов глобального потепления, но и относительно соблюдения основного принципа устойчивого (самовоссоздающего) развития — достойно жить в настоящее время, но не за счет грядущих поколений. Ключом для этого является минимизация ресурсопользования и образования/накопления отходов (включая и парниковые и озоноразрушающие выбросы). Это требует максимального замыкания т.н. «жизненных циклов» материально-энергетических преобразований в процессах производства и потребления товаров и услуг и жизнедеятельности человека (то есть, минимального привлечения невосстанавливаемых природных ресурсов с соответствующей минимизацией отходов и их наиболее эффективного использования путем применения лучших доступных технологий — best available technology — BAT).
Воплощение такого подхода к одновременному решению обеих отмеченных глобальных проблем требует перманентной оптимизации всей совокупности технологий антропогенной сферы — от исключения с окружающей среды исходных природных ресурсов (сырьевых, энергетических, биологических... и соответствующего «возмещения») — до потребления произведенных из них промышленных продуктов, предоставленных услуг, обеспечения жизненных потребностей населения и утилизации отходов. В отличие от попыток предыдущих лет, сегодняшние возможности для этого значительно улучшились благодаря развитию и доступности современных информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), в частности геоинформационных систем (ГИС) и распределенных пространственных данных.
Поэтому действенным ответом на отмеченные вызовы должна стать постановка задач на I заседании правительственной межведомственной рабочей группы по этим вопросам 20.02.2020, «для нашего государства важно не просто ожидать рекомендации Брюсселя, как это обычно происходило в прошлом, а показать новое качество взаимодействия с ЕС, активно участвовать уже на этапе разработки политики».
Собственно, необходимые шаги с украинской стороны делались еще до провозглашения ЕС Зеленого соглашения. Так, Минрегионом Украины, как Национальным координатором трансграничного сотрудничества и участия в макрорегиональной Стратегии ЕС для Дунайского региона (EUSDR), были направлены предложения к Плану действий EUSDR на 2021—2027 годы, которые включали проектные инициативы по всем вышеупомянутым направлениям. После предания огласке 11.12.2019 основных приоритетов European Green Deal, Еврокомиссии были предложены изменения и дополнения к ранее внесенным предложениям, которые приводят украинские инициативы в полное соответствие с задачами новой парадигмы ЕС.
Выработка предпосылок для такого подхода осуществлялась еще во времена СССР под координацией Украинского НИИ планирования и нормативов. Соответствующие разработки в 1983-1989 годах были обобщены в серии из более 10 справочников по образованию и использованию вторичных ресурсов ключевых отраслей экономики. Сегодня такой подход применяется при разработке многочисленных секторных сборников по применению лучших доступных технологий (BAT), которые издаются одним из главных исследовательских центров ЕС в Севильи (BREF).
Начиная с 1989 года, выработанная нормативно-правовая и методически информационная основа межотраслевых действий (регламентированная государственными и международными стандартами и формами учета относительно отходов и упаковки, гармонизованными с законодательством ЕС), направленных на защиту окружающей среды и ресурсосбережения на основе оценки материально-энергетического баланса технологических процессов товарного производства, предоставления услуг, потребления и жизнедеятельности. Эти разработки обсуждались и вызывали заинтересованность правительственной делегации во главе с заместителем Государственного секретаря США в ходе встречи в Президиуме НАНУ 05.12.1993. На этой основе и после обсуждений с ведущими специалистами и министрами на украинско-французском форуме во Львове (1993 г.) и на семинаре специалистов по вопросам окружающей среды стран ЕС, Вышеградской группы и СНГ в Чехии (1994 г.) системный подход к улучшению состояния техногенно-экологического и ряда других аспектов стратегической безопасности был освещен в «Урядовому кур’єрі» 21.12.1995 («Безпека вчорашня і... завтрашня»).
Ключевым положением безопасности развития по этим наработкам является адекватное «синергическое» реагирование на объективный переход в реалиях и сознании человечества от пребывания в исходной природной среде до активного взаимодействия с сегодняшним всеобъемлющим природно- антропогенной окружающей средой — начиная с глобальных климатических изменений, и до борьбы с коронавирусом. Необходимость движения именно в таком направлении обеспечения устойчивого социально-экономического развития была отмечена Президентом Украины в выступлении на ХІХ специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27.06.1997. А уже 05.08.1997, после предварительного обсуждения 3-4 июля на Саммите в Измаиле с Президентами Румынии и Республики Молдова, Президентом Украины было издано специальное поручение об инициировании формирования Карпатско-Причерноморского Экоеврорегиона для проработки современных подходов устойчивого социально-экономического и пространственного развития в трансграничных бассейнах Прута, Днестра и Сирета.. Первые наработки и проекты, осуществленные по этому поручению в экспериментальном Еврорегионе «Верхний Прут» были освещены Президентом Украины 30.04.2001 на Бухарестском Саммите окружающей «Среды и устойчивое развитие Карпатско-Дунайского региона». Отображение отмеченного подхода в Декларации этого Саммита стало краеугольным камнем Карпатской конвенции, подписанной в Киеве в мае 2003 года, и «Австро-Венгерской Инициативы», провозглашенной также в Киеве в июне 2008 года, которая положена в основу формирования в 2010-2011 году Дунайской стратегии EUSDR.
С 1994-го по 2015 год этот подход неоднократно обсуждался и находил поддержку в Еврокомиссии и Штаб-квартире НАТО, соответствующих структурах Совета Европы и ООН (OECD, UNIDO, UNEP), с правительственными и региональными институциями США, Германии, Франции, Австрии, Великобритании, Италии, Израиля, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Румынии, Болгарии, Словении, Молдовы, Центральноевропейской Инициативы и других. Он был поддержан Всемирным банком и отображен в его Стратегии для Украины на 2004-2007 годы и в концепции Национальной стратегии трансграничной кластеризации Украины. Апробация в общих проектах по программам ЕС, в частности относительно энергетической, лесной и деревообрабатывающей, агропромышленной отраслей, возрождения и последующего развития транспортных систем, обращения с отходами, управление водными ресурсами и паводковыми рисками, предоставила возможность получения рекомендаций относительно финансирования отмеченных проектов от вице-президента Еврокомиссии и уполномоченных представителей 14 стран — участниц EUSDR.
Отвечая на отмеченные вызовы, важно уже сегодня учесть приоритеты Зеленого соглашения в стратегиях регионального развития, которые прорабатываются в настоящее время в каждой области и на национальном уровне. С помощью такого универсального и общего с ЕС и ОЕСР ООН средства, как обязательная Стратегическая экологическая оценка отмеченных документов государственного планирования, этот шаг существенно повлияет не только на ускорение присоединения Украины к Зеленому соглашению и другим действенным инструментам европейской и евроатлантической интеграции. На сегодняшнем этапе децентрализации и инициирования конституционных изменений в Украине вышеупомянутые факторы необходимо применить для ключевых решений. В частности, идет речь о формировании и определении функций и механизмов действия новых субрегиональных структур (округов, уездов, укрупненных районов) для сочетания в них государственных возможностей и международной поддержки с межмуниципальным взаимодействием громад по всем вышеупомянутым приоритетам Европейского зеленого соглашения.