Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экономика вышла из депрессии

О международных рейтингах и государственной статистике
15 февраля, 2018 - 11:16
ФОТО РЕЙТЕР

Любое движение можно ускорять или замедлять. Но крайне важно, чтобы оно в принципе существовало и шло не в минусовой, а в положительной зоне, порождая у субъектов рынка оптимистические настроения и ожидания. И начало этой недели внесло в экономическую жизнь страны несколько обнадеживающих факторов. В рейтинге «Индекс экономической свободы 2018 года» Украина выросла с 48,1 до 51,9 баллов из 100 возможных и поднялась со 166-го на 150-е место среди 180 стран.

НЕ ДЕПРЕССИВНАЯ, НО И НЕ СВОБОДНАЯ

Как отмечается в результатах ежегодного исследования американской компании The Heritage Foundation, Украина за минувший год выбралась из группы депрессивных экономик...  Впрочем, продолжение этой фразы радует уже не так сильно. Несмотря на бурный, казалось бы, рост (за год на 16 мест!) наша страна перешла всего лишь в категорию «преимущественно несвободных» экономик.

Мы опередили Сьерра-Леоне, Узбекистан, Бразилию и Афганистан, догнали Камерун, но все еще отстаем от Малави, Демократической республики Конго, Гвинеи, Гамбии и Аргентины. «Украина занимает последнее место среди 44 стран в регионе Европы, а ее общий балл ниже региональных и мировых средних», — констатируют авторы исследования.

Они обращают внимание также на регрессивные показатели, продемонстрированные в минувшем году нашей страной. У нас ухудшилась свобода торговли (с 85,9 до 81,1), защищенность прав собственности (с 41,4 до 41) и добросовестность власти (с 29,2 до 29). В группе экономически несвободных вместе с нами остаются Беларусь — 108-е место, Россия — 107-е, Молдова — 105-е.

КУДА ОТСТУПАЕТ «ТЕНЬ»?

Перевесит ли этот негатив хорошая новость, сообщенная в тот же день отечественным Министерством экономического развития и торговли? По его данным, уровень теневой экономики в Украине в январе-сентябре минувшего года снизился до 33% ВВП, уменьшившись на три процентных пункта по сравнению с данными за девять месяцев 2016 года.

«Детенизация экономики по итогам 9 месяцев 2017 года стала отражением продолжения процессов посткризисной стабилизации экономики, для которых характерно поддержание умеренных темпов роста производства в ответ на расширение как внутреннего, так и внешнего спроса, сохранение в целом курсовой стабильности и умеренных темпов инфляции, а также улучшением ожиданий бизнеса и населения», — говорится в сообщении МЭРТ.

Впрочем ведомство тут же ставит свои выводы под сомнение, сообщая, что наибольший уровень теневой экономики традиционно показал метод сравнения расходов населения с розничным товарооборотом. Если судить по этому показателю, то теневая экономика составляет у нас 48% ВВП. Остается радоваться, что этот показатель на 3 п.п. ниже, чем за девять месяцев 2016 года.

ЖЕСТКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ НБУ НЕ СРАБАТЫВАЕТ

Не порадовал в понедельник и Нацбанк. Как сообщается на его сайте, динамика инфляции в январе свидетельствует о сохранении существенного инфляционного давления. «Фактическая инфляция в январе оказалась выше траектории прогноза НБУ, обнародованного в «Инфляционном отчете» за январь 2018 года», отмечается в сообщении НБУ. Причина этого в более высоком, чем ожидалось, темпе роста цен на сырые продукты и топливо.

В центробанке ожидают, что более жесткая монетарная политика будет способствовать постепенному снижению потребительской инфляции и ее возврату в целевой диапазон в середине 2019 года. Напомним, что  инфляция  в январе составила 1,5% по сравнению 1% в декабре предыдущего года. В годовом измерении рост потребительских цен по итогам января ускорился до 14,1% с 12,6% за минувший год.

Чтобы остановить эту тенденцию, НБУ с 26 января повысил учетную ставку до 16% с 14,5%, рассчитывая, что более жесткая монетарная политика будет способствовать постепенному снижению потребительской инфляции. Теперь видим: не сложилось.

При этом в банковской среде сокращается доверие к действенности используемых НБУ механизмов влияния на экономику. Председатель Совета Национального банка Богдан ДАНИЛИШИН призывает и правительство подключиться к сдерживанию инфляционной коррозии, съедающей доходы населения. Он предлагает правительству страны пересмотреть политику ценообразования на продукты питания.

«Целесообразно внедрение сниженной ставки НДС на пищевые продукты, а также введение по аналогии с европейскими странами предельных торговых наценок», — написал  Данилишин на своей странице в «Фейсбуке». Максимальная наценка на продукты, по его мнению, не должна превышать 15% от цены производителя. Наценка на другие товары, в том числе и импортные, убежден он,  не может превышать 30%. 

«Для снижения инфляции Нацбанк вынужден повышать учетную ставку, — указывает Данилишин, — Однако в период выхода экономики из кризиса это может привести к росту стоимости кредитов и уменьшению объемов кредитования экономики. Потенциал положительного влияния повышения учетной ставки на сдерживание инфляции в условиях инфляции предложения ограничен», — уверен глава Совета НБУ.

«НЕОБХОДИМО БОЛЬШЕ ПРИГОВОРОВ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЧИНОВНИКАМ», — СОВЕТ ЕВРОПЫ

В отчете Специального комитета экспертов по Украине Совета Европы по взаимной оценки мер борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма (MONEYVAL) признается, что Украине «необходимы новые нормативные положения с более суровыми приговорами за преступления, нужны дополнительные ресурсы, а дела на высоком уровне должны расследоваться и рассматриваться в судах более активно».

В MONEYVAL, по сообщению DW, констатируют, что Украина стоит перед «значительными рисками в вопросе отмывания средств через коррупцию и незаконную экономическую деятельность, включая фиктивное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов и мошенничество».

«Огромный размер теневой экономики, усиленный широкомасштабным использованием наличных, делает страну особенно уязвимой. Среди распространенных механизмов отмывания средств в Украине — так называемые конвертационные центры, с помощью которых деньги перетекают из реальной экономики в теневую и которые используются для перевода денег в наличные с последующим вывозом из страны», — отмечается в отчете.

При этом в MONEYVAL, похоже, не без иронии  заявляют, что власти Украины демонстрируют «достаточно хорошее понимание рисков отмывания денег и финансирования терроризма». «Каждый раз, когда выносится приговор по делу об отмывании средств, он почти всегда меньше, чем для основного правонарушения. Наказание должно быть более убедительным на практике», — отмечается в докладе.

Авторы доклада подчеркивают, что до 2014 года уголовные расследования по отмыванию средств обычно велись в отношении местных чиновников, а не чиновников высшего уровня. С марта 2014 года были предприняты активные шаги в отношении лиц, имеющих связи с прежним режимом. Но до сих пор сложные расследования привели лишь к двум судебным приговорам, один из которых касается отмывания средств в значительных объемах.

«Необходимо больше судебных преследований и осуждений по делам, связанным с коррупцией, воровством и хищением государственного имущества на высоком уровне не только лицами, связанными с прежним режимом, но и действующими должностными лицами и их партнерами», — считают в MONEYVAL.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ