Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экономику надо лечить. И быстро

Эксперт: «Временные рамки для правительства ставит общественное недовольство»
23 июля, 2013 - 10:56

Суть украинских проблем убедительно раскрыли в Европейской Бизнес Ассоциации. Ее президент Томаш Фиала констатировал: «Рост ВВП (Украины. — Авт.) остановился, мы находимся в рецессии и наши ожидания — нулевой рост по итогам этого года. Очевидно также достаточно сильное снижение промышленности, которое приближается к двузначным цифрам. Дефицит бюджета стабильно выше 5% ВВП и дефицит текущего счета платежного баланса — свыше 8% ВВП. Это довольно опасная цифра, которая ведет к снижению экспорта, увеличению импорта и давлению на национальную валюту». «Увидим ли мы рост? — спрашивает финансист. — Наверное, в IV      квартале позитивный рост увидим год к году, но это лишь в связи с низкой сравнительной базой».

В тот же день экономические перспективы рассматривались чиновниками и выглядели существенно лучше. Украина в ближайшие два-три месяца располагает комфортным графиком погашения долга, что создает Минфину пространство для маневра в привлечении средств. Об этом радостно сообщила директор департамента долговой и международной финансовой политики ведомства Галина Пахачук. Хотя на самом деле речь шла о том, что дорога для нашей страны на международные финансовые рынки просто закрыта. «Цена на сегодня в 10% на внешних рынках — это не та цена, к которой готова Украина, — объяснила глава департамента и добавила:    — Переплачивать на будущее — не хотелось бы». Правда, она не считает, что рынки закрыты: «Вопрос в том, сколько наши внешние заимствования будут стоить».

Коллега Пахачук директор Департамента финансовой политики Минфина Татьяна Сысоева также пыталась радовать. По ее словам, «за первое полугодие госбюджет выполнен с дефицитом значительно меньшим, чем это было запланировано. По госбюджету, это 22,5 миллиарда гривен и меньше расписания на 20 миллиардов». Дефицит общего фонда госбюджета — 24,7 миллиарда гривен, что меньше росписи на этот период на 12 миллиардов. «Первое полугодие продемонстрировало напряженное, но выполнение намеченного», — подытожила директор. Если эти бюджетные дыры свидетельствуют о выполнении бюджета, то что же тогда называется невыполнением?

В любом случае, для компенсации прорех в бюджете Минфину придется одалживать. И поскольку на внешние рынки ход закрыт, то выручать будет внутренний. «Цена заимствований по гривне на 5—7 лет у нас 14%», — говорит Пахачук. Но и деньги с внутреннего рынка не придают ей стопроцентной уверенности. Поэтому она соглашается с тем, что рано или поздно бюджет придется секвестировать. «По результатам девяти месяцев будут приняты соответствующие правительственные решения и направлены в парламент на пересмотр именно такого показателя», — сказала Пахачук, но не стала уточнять, какие именно расходные позиции могут стать жертвами секвестра...

«В Украине в последнее время отмечаются ситуативные всплески социального напряжения. Они могут объединяться на общем эмоциональном фоне, и это мощное объединение, усиленное таким важным инструментом, как средства массовой информации, создает всеобщее поле. И вот эта некритическая готовность воспринимать информацию может сыграть со страной злую шутку. Любое неосторожное слово может оказаться взрывоопасным»

Изо всех сил рекламировал роль и достижения в Нацбанка в нынешней кризисной обстановке заместитель директора генерального экономического департамента НБУ Сергей Николайчук. «Если говорить о ситуации до конца текущего года, мы ожидаем, что тенденция сокращения дефицита текущего счета продолжится, — уверял  — и в целом будем иметь результат лучше, чем в прошлом году, на 1,5—2% ВВП». По словам банкира, «все то, что делают правительство и Нацбанк, дает возможность прогнозировать, что резервы (золотовалютные запасы Нацбанка), как минимум останутся на текущем уровне, т.е. не уменьшатся».

Между тем многие эксперты подчеркивают, что снижение дефицита внешней торговли товарами — временное явление. Так, главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Белан сказала УНИАН: «Поскольку внешний спрос остается достаточно слабым, а импорт газа обычно увеличивается накануне и во время отопительного сезона, то во втором полугодии динамика внешнеторгового сальдо может ухудшиться».

А главное, что в стране очень трудно найти человека, который бы похвалил Центробанк за создание системы кредитования. Даже в собственном исследовании деловых ожиданий, проведенном НБУ во втором квартале, отмечается, что 38,2% украинских предприятий сохраняют интерес к банковскому кредитованию из-за нехватки оборотных средств. Эксперты отмечают, что это исследование еще раз продемонстрировало важность банковского кредитования для стабилизации экономики и устранения проблем, существующих в реальном секторе. Банкиры сетуют на то, что в стране почти не осталось надежных заемщиков... Они бы и рады кредитовать, но далеко не уверены в том, что займы могут быть возвращены.

Академик НАНУ, директор Института экономики и прогнозирования Валерий Геец советует не обольщаться вербальными свершениями и привлекательными прогнозами. «Я бы не обращал на это никакого внимания, — говорит он, и объясняет: — Дело в том, что мировые финансовые организации неоднократно пересматривают свои прогнозы. Ситуация изменяется чрезвычайно динамично. И различные заявления только вызывают колебания в ту или иную сторону. Реагировать на них, чтобы выстраивать политику на полгода было бы неправильно. Необходимо исходить хотя бы из среднесрочных стратегий и о них нужно говорить». Он обращает внимание на такой показатель, как валовой внешний долг в процентах к экспорту. Его граничный уровень — 150—200%. «У нас 150,3% — высокий,     — констатирует академик и спрашивает: — Может он расти? Может! Он еще может быть очень высоким». «Государственный долг в процентах к ВВП, — называет Геец еще один тревожащий его показатель и уточняет: — Норматив 35—40%, а фактический уровень выполнения в Украине на начало года — 38%. Это высокий уровень риска, но все же не чрезвычайно высокий. Еще есть запас, чтобы привлекать кредиты». Особенно его беспокоит краткосрочный внешний долг по остаточному сроку погашения в процентах к международным резервам. «Вот тут дело намного хуже, — предупреждает академик, — Граничный уровень 100%, а в Украине 148%. Это — очень много. Вот тут начинаются проблемы... При определенных обострениях это может работать довольно неприятно». Геец уверен, что для решения финансовых проблем уже больше нельзя доить реальный сектор экономики, в котором почти не осталось резервов. Зато в теневом секторе еще можно взять не менее 100 миллиардов гривен... Если создать условия для детенизации.

Еще более определенно высказывается бывший исполняющий обязанности министра финансов Юрий Уманский. Он отмечает, что нынешний бюджет рассчитан на рост экономики. Вместо этого сейчас наблюдается ее падение. Поэтому недовыполнение бюджета составляет полмиллиарда гривен. Что делать? Финансист обвиняет Нацбанк в искусственном сдерживании кредитования реальной экономики и советует ему отказаться от такого подхода.

Прислушается ли правительство к различным советам или же выдаст в ближайшее время на гора какие-то свои решения? Времени у него очень мало. И не только потому, что в стране сложная экономическая обстановка. Экономисты отмечают, что она все же еще совсем не критична. Плюс выращен хороший урожай, которым важно с умом, а не так, как в прошлые годы, распорядиться. Временные рамки для правительства ставит общественное мнение и общественное недовольство, которое старается использовать в своих интересах оппозиция. Слов нет: это ее право и даже ее обязанность. Но только в том случае, если вести эту работу исключительно в контексте выборов.

Как отмечает заведующая лабораторией психологии масс и сообществ Института социальной и политической психологии НАНУ Татьяна Белавина, «в Украине в последнее время отмечаются ситуативные всплески социального напряжения. Они могут объединяться на общем эмоциональном фоне, и это мощное объединение, усиленное таким важным инструментом, как средства массовой информации, создает всеобщее поле. И вот эта некритическая готовность воспринимать информацию может сыграть со страной злую шутку. Любое неосторожное слово может оказаться взрывоопасным». Как быть правительству? «В такой ситуации очень мощное воздействие оказывает спокойная уверенность на лицах руководителей страны. Но, к сожалению, авторитетных лиц у нас очень не много», — говорит психолог.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ