Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эксперименты уже неуместны

Сегодня корабелов «опекают» три госструктуры: Агентство госимущества, Минэкономики и «Укроборонпром», но законодательства, которое должно было бы развивать судостроительную отрасль, нет
17 июля, 2013 - 12:33
ФОТО РЕЙТЕР

В этом месяце прошло ровно полгода с тех пор, как вступил в силу Закон «О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности». Он предусматривает предоставление гарантий по иностранным кредитам, льготы по уплате налогов, освобождение от пошлины ввоза товаров, которые используется для строительства плавучих средств и не имеет аналогов у отечественных производителей, частично компенсировать ставки по кредитам коммерческих банков и тому подобное.

Весной Президент Украины заверял, что Закон уже посодействовал развитию украинского судостроения. «С его помощью практически обеспечена работа всех заводов судостроительной отрасли», — сказал тогда Виктор Янукович. В действительности тяжелая ситуация, скажем, на ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара», который заказами на строительство судов еще не обеспечен. А недавно появилась информация о том, что один из крупнейших судостроительных заводов Украины «Залив» из-за отсутствия заказов на строительство судов сократил рабочую неделю. Раньше он был стабильно загружен заказами. Как сообщила крымская ТРК «Бриз», проекты договоров у завода есть, но они пока не подписаны, и сейчас он занимается судоремонтом. Это абсолютно не означает, что у «Залива» серьезные проблемы, но в очередной раз подтверждает: успех здесь в первую очередь зависит не от помощи государства, а от конъюнктуры рынка. Даже более существенная поддержка от государства, которую корабелы получали в середине 2000-х годов, не дала бы настолько позитивный эффект, если бы не грандиозное обновление мирового флота. Тогда портфели заказов у многих заводов оказались заполненными на несколько лет вперед, судовладельцы становились в очередь и искали новых для себя исполнителей заказа.

Закон «О проведении экономического эксперимента» не может помочь корабелам, пока не будут созданы механизмы реализации. Например, еще зимой тогдашний гендиректор ПАО «Херсонский судостроительный завод» Василий Федин говорил в одном из интервью о необходимости создания государственной лизинговой компании, которая бы внедрила лизинговые схемы для украинских судовладельцев и выдавала кредиты под «европейский» процент. «Хотя сегодня есть механизм компенсации процентной ставки, за восемь лет мы смогли воспользоваться этим механизмом всего один раз через усложненную процедуру получения: пока мы проходим с пакетом документов по всем министерствам, пока нас включают в бюджет, пока все наши документы рассмотрят, мы успеваем подать документы только за декабрь...», — объяснял он.

Свои предложения относительно разработки определенных механизмов удешевления кредитов путем частичной компенсации ставки по кредитам коммерческих банков, предоставления госгарантий по иностранным кредитам и тому подобное правительству направила Ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром». В парламенте были зарегистрированы законопроекты № 2488 и № 2489 о налоговых и таможенных льготах для судостроительной отрасли, которые могут дать возможность заработать Закону «О проведении экономического эксперимента». Рассмотреть их Верховная Рада не успела — депутаты ушли в отпуск до 3 сентября. Но уже ныне понятно, что однозначной поддержки от парламентариев ожидать не следует. Так, комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал принять за основу законопроект о внесении изменений в Таможенный кодекс. Перечень товаров, которые будут освобождаться от уплаты пошлины, существенно расширяется — с 42 кодов до 1060 кодов. Беспошлинный ввоз технологического оборудования для судостроения корабелы давно называли важным фактором для усиления их конкурентоспособности. Мол, не понятно, почему не отменить налог, который все равно не приносит никаких поступлений в бюджет.

Однако член комитета Игорь Рыбаков заявил, что под видом помощи судостроительной отрасли парламенту предлагают узаконить контрабанду ряда импортных товаров. Например, по его мнению, «можно трактовать очень широко» норму о том, чтобы облагать налогом не в полном объеме начисленные в интересах нерезидента роялти, если они касаются прав интеллектуальной собственности в отношении программного обеспечения автоматизации проектно-конструкторских, инженерных и инжиниринговых работ. «Это позволит избегать налогообложения людям, которые имеют очень отдаленное отношение к судостроению», — объяснил депутат.

Кроме того, в «Укрсудпроме» нарекают на недостаточное внимание к отрасли со стороны власти. «Сегодня нас, корабелов, «опекают» три госструктуры: Агентство госимущества, Минэкономики и «Укроборонпром». Но в Минпромполитике даже нет подразделения, которое бы вело судостроение», — говорит вице-президент ассоциации Виктор Лисицкий. По его словам, даже предложения к Госпрограмме активизации развития экономики на 2013-2014 гг. ассоциация смогла внести уже на стадии утверждения — сначала ее не привлекали. Так что в документ все-таки попали положения о ликвидации налогов на импорт, порядке ввоза оборудования для строительства судов и включении украинских судовладельцев в восстановление отечественного судостроения.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ