Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экспортеры не утонут

А как будут выплывать граждане?
6 июня, 2008 - 20:09

Министерство экономики решило сделать и свой вклад в дискуссию относительно влияния коррекции официального курса гривны на экономические процессы в стране. В сообщении, размещенном на веб- сайте ведомства, его глава Богдан Данилишин назвал главными последствиями изменения курсовой политики Нацбанка незначительное замедление темпов роста ВВП, определенные потери экспортеров, но, по его мнению, они компенсируются уменьшением инфляции и удешевлением обслуживания внешних государственных долгов.

Согласно прогнозам министра, «учитывая ускорение роста объемов импорта и некоторое замедление роста экспорта, следует ожидать незначительного (в пределах 0,3-0,6 процентных пунктов в сравнении с тем, которые могли бы получить при сохранении курса на уровне 5,05 гривны за доллар) замедления роста ВВП».

От курсовых маневров валовые прибыли металлургов уменьшатся на 2,5 миллиарда гривен, транспортников — на 804 миллиона гривен, производителей пищевой продукции — на 274 миллиона и машиностроения — на 255 миллионов. Исправить ситуацию, по мнению министра, поможет «чрезвычайно благоприятная внешне-экономическая конъюнктура, когда цены на металл в мире растут темпами, которые превышают 50%». По данным торговой системы Metaltorg, на которые опирается Минэкономики, цены на металлопродукцию за четыре месяца 2008 года в восьми регионах мира выросли в среднем на 50,5%, а за пять месяцев и того больше — почти на 75%.

И все же валовая прибыль государства, как считает министр, снизится в связи с изменениями курсовой политики почти на три миллиарда гривен. Но это не очень огорчает господина Данилишина, потому что укрепление гривны, как он ожидает, позволит снизить темпы инфляции на 1,5—2% (Нацбанк обещал как минимум 3%). К тому же, Минэкономики приводит и немало других позитивных моментов. Удешевление импорта утолит потребительский голод на внутреннем рынке и потянет ценовой рычаг вниз. По оценкам Данилишина, за счет удешевления импорта экономия домохозяйств может составить 3,5 миллиарда гривен.

Но от руководителя экономики хотелось бы также узнать о том, как будет чувствовать себя в новых условиях бизнес, промышленные предприятия, от которых, в первую очередь, зависит наполнение внутреннего рынка...

Хотел бы большей ясности и рядовой налогоплательщик. Сегодня он озабочен многими обстоятельствами. Так, народный депутат Украины, член парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельным отношениям Михаил Полянчич (партия «Единый центр») предостерегает правительство от действий, которые могут привести к заострению ситуации на рынке социальных сортов хлеба. «Пытаясь сдержать цену на ключевой в рационе украинцев продукт, правительство Тимошенко убивает его качество», говорит он, отмечая, что из-за постановления Кабинета Министров, которым ограничивается цена и рецептура хлеба, комбинаты не только несут убытки, реализуя продукцию по невыгодной цене, но и обманывают покупателя, потому что вынуждены «играть» еще и с весом хлеба. Полянчич считает, что Кабмин своими постановлениями может подвергнуть угрозе изготовление массовых сортов хлеба в Украине. «Пекари уже заявили о возможном отказе от его выпекания при существующих ценовых ограничениях», — напомнил он. По мнению народного депутата, контролировать цены на хлеб можно и требуется не административными, а экономическими методами — запустить, наконец, механизм интервенций из Госрезерва и создать эффективную систему целевых адресных государственных субсидий.

А еще люди озабочены тем, что банки почти прекратили выдавать кредиты в долларах, что может являться угрозой развитию ипотеки и потребительского кредитования. Мысли экспертов относительно прогнозов и угроз расходятся.

КОММЕНТАРИИ

Геннадий РЯБЦЕВ, заместитель директора по научной работе научно-технического центра «Психея»:

— Любые действия, которые касаются монетарной политики, должны быть предсказуемыми. Если эти действия неожиданны, непрогнозированны, если принимается решение, а потом оно отменяется — это свидетельствует о том, что последствия от таких действий не просчитывались. Предприниматели не успели каким- то образом среагировать на такие изменения. Это значит, что они не заложили в ценовые риски возможной ревальвации. Поэтому вряд ли ревальвация существенно повлияет на снижение инфляции, потому что предприниматели будут закладывать в будущие цены финансовые риски от движения курса гривны...

Население проигрывает однозначно. Для нас с вами вряд ли что-то изменит ревальвация гривны на 4%, потому что большинство продуктов производятся внутри страны. Вклад их удорожания в инфляцию определяющий (60—80%). Следовательно, все действия относительно гривны вряд ли повлияют на продовольственный рынок внутри страны. Здесь нужны другие антиинфляционные меры.

Руслан ПИОНТКИВСКИЙ, экономист Департамента преодоления бедности и экономического менеджмента Всемирного банка:

— В цифрах я не готов делать сравнений, потому что изменение озвученных ранее экономических прогнозов Всемирного банка будем делать позже. Но не сомневаюсь, что Минэкономики взят правильный курс. Что ревальвация приведет к определенному замедлению инфляции, экспорта и ускорению импорта и это отразится на незначительном замедлении ВВП — бесспорно.

По поводу экспортеров хочу сказать, что курс — не единственный фактор, который влияет на прибыльность их деятельности. Цены на мировых рынках на продукцию, которую они продают, быстро изменяются. В последнее время цены на металлургию, химию быстро растут. С начала года — десятки процентов. Если на фоне этих десятков процентов экспортеры потеряют 4% за счет курса, то все равно, если сравнивать с началом года, они выиграют, а не проиграют.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ