Правительство должно воспринять в качестве тревожного сигнала июньский спад позитивной динамики роста в промышленности . На финише первого полугодия в развитии базового сектора экономики наблюдались такие тенденции:
— замедлилось восходящее движение. Сброс темпа в кумулятивном измерении сместил отраслевые объемы производства на 7,5% роста. 8,0% имели за предыдущие пять месяцев. С учетом более низкой базы сравнения июня 2007 года торможение процесса наращивания объемов производства составляло не 0,5%, а 0,9%. Первоквартальный показатель был на 0,3% выше (7,8% против 7,5%). Ослабление позитивной динамики производства ввиду базы сравнения было на 1,1% меньше, чем мартовское (тогда темпы трех месяцев были на 1% ниже, чем двух — 7,8% против 8,8%);
— ухудшение показателей (как и в первом квартале) приходится на финишный месяц. Оно не может быть отнесено на счет сезонности. Июньский объем производства сократился на 2,5% по сравнению с майским. Только дважды (в 2001 и 2006 годах) были зафиксированы отрицательные значения упомянутого показателя. Но тогда только соответственно на 1,4% и 0,2%. Беспрецедентно резкое (на 2,5%) сокращение производства в промышленности произошло впервые. Год назад в июне произошло увеличение индустриального выпуска на 0,5% (к маю). В апреле и мае объемы производства промышленной продукции были выше соответствующих 2007 года на 8,3%. В июне только на 5,2% (июнь к июню). Год назад имели 10,4%, что является вдвое более высоким показателем, чем зафиксированный в прошлом месяце;
— произошло заметное торможение оборотов движения хедлайнеров экспорта: металлургия снизила производство на 6%, химия — на 9,2% (к маю). Такая отрицательная динамика в этих отраслях является сезонной. Но она по своей величине не имеет прецедента с 1999 года;
— впервые за все годы сократила рост производства в июне и пищевая промышленность (на 2,5% к маю). Темпы за полугодие в этой отрасли почти втрое (5,5% против 13,9%) уступают прошлогодним за соответствующий период. И это на фоне 45% роста номинальных доходов населения. Сдерживается преодоление продовольственной инфляции в стране;
— в других отраслях промышленности в динамике движения не произошло существенных изменений. Сохранилась тенденция первого квартала: продолжается падение в нефтепереработке и текстильной промышленности; удерживает лидерские позиции машиностроение (29,3% против 23% за I полугодие 2007 года). Хорошо работает энергетика (+2,3% против 0,5%);
— в целом второй квартал выглядит менее надежным фундаментом для выхода на бюджетный годовой ориентир (7,8%). Если в I квартале темпы находились на этой отметке, то за II квартал уже были на 0,3% ниже.
Поэтому правительство должно воспринять в качестве тревожного сигнала июньский спад позитивной динамики роста в промышленности. Его реакция должна сфокусироваться на инвестициях. Инвестиционный импульс 2007 года претерпевает ослабление. Первоквартальная оценка капиталообразования втрое хуже соответствующей прошлого года.
Правительство должно реагировать и на инфляцию цен производителей промышленной продукции, которая после майского замедления опять ускорилась (4,2% против 3,7%). Инфляция потребительских цен по итогам I полугодия (15,5%) все еще производит тормозное влияние не только на инвестиционный, но и на потребительский спрос.
Усилия должностных лиц по противодействию инфляции должны быть удвоены, особенно на стороне сдерживания восходящего движения цен на металлы, энергоносители, транспортные тарифы. Новая версия бюджета должна усилить акцент на развитие производства и ограничиться только минимально необходимым увеличением расходов на текущее потребление.
Реакция же Нацбанка должна быть сдержанной. Во-первых, следует дождаться опубликования данных относительно ВВП, который, по всей вероятности, замедлил динамику своего подъема. Во- вторых, монетарный сервис НБУ по результатам I квартала и последних двух месяцев (май—июнь) был достаточным для удержания нормативного увеличения производства. В-третьих, замедление роста в промышленности не должно стать поводом для смягчения денежно-кредитной политики. Ориентир действующего бюджета все еще в зоне досягаемости (имеем 7,5% при нормативе 7,8%). Этого нельзя сказать об инфляции, особенно потребительских цен (15,5% при ориентире 9,6%).
Реформы «просятся», но никак не дождутся своей очереди . Июньский спад роста ВВП до 6,3% (за полгода) «закрыл» почти параллельный тренд второго квартала. Рост замедлился на 0,1% (по сравнению с темпом пяти месяцев). Отметка последнего месяца второго квартала была только на 0,1% ниже его первого месяца. Тогда кумулятивный показатель ВВП составлял 6,2%. А вот первоквартальный подъем экономики произошел с уровня 4,9% в январе до 6,5% в январе— марте. Возможно, после стандартного пересмотра предыдущих данных почти боковой тренд ВВП второго квартала будет изменен на более четкий восходящий. Именно это уже произошло после уточнения Минстатом данных за январь—март (с 6% до 6,5%).
Если принять во внимание эффект базы отсчета, то в январе- июне по сравнению с соответствующим периодом 2007 года ВВП вырос на 0,7% (в январе—июне 2007 года ВВП ускорил движение на 0,8% в сопоставлении с показателем января—мая).
Большим был в текущем году реальный прирост ВВП с учетом базы только в марте (1%).
Таким образом, в I полугодии экономический подъем в Украине остался ускоренным. Но не ровным. С учетом эффекта базы сравнения импульсы повышения динамики (в марте — 1%, мае — 0,2% и июне — 0,8%) граничили с симптомами ослабления (февраль — 0,0%, апрель — 1,3%). Не возникло четких признаков ослабления перспектив роста и в летние месяцы.
В то же время перспективу омрачают ослабление инвестиционной активности и многолетний кризис в аграрном секторе. Строительство находится в рецессии, сельское хозяйство — в стагнации. Хороший урожай несколько улучшит положение дел, но фундамент агросектора остается нездоровым, устарелым. Реформы «просятся», но никак не дождутся своей очереди. Перекос агрегованого спроса в сторону потребительского энтузиазма сигнализирует о необходимости восстановления инвестиционной активности. Этого нельзя осуществить при текущем уровне инфляции, которая демобилизует тягу к сохранению и соответствующему наращиванию «здорового» кредитования бизнеса. Кроме того, сдержанность аппетита инвесторов объясняется блокадой приватизации, высоким уровнем стоимости энергоресурсов, беспрерывным наращиванием зарплат и других доходов в отрыве от необходимого их обеспечения соответствующим повышением производительности труда. Без подавления инфляции расходов инвестиции «будут отдыхать».
Нацбанк при этих условиях должен не предавать избранный приоритет — проведение не адаптивной, а превентивной антиинфляционной монетарной политики. С этой целью Нацбанку:
— не стоит «перебарщивать» с покупкой валюты;
— нужно держать на текущем уровне мобилизационные меры по стерилизации ликвидности в объемах, приемлемых для сохранения ценовой стабильности;
— необходимо добиться регистрации постановления, которое регулирует формирование резервных требований под внешнее заимствование банков от нерезидентов;
— в формировании денежного предложения, в том числе инструментами рефинансирования, руководствоваться действующим бюджетом и его ориентиром на рост номинального ВВП до уровня 889 миллиардов гривен.
Правительству же нужно:
— безотлагательно задействовать антикризисные меры в строительстве;
— часть средств счета перевести в уполномоченные банки для обеспечения достаточной ликвидности кредитной системы;
— «разобраться» с причинами нулевой динамики объемов создания валовой добавленной стоимости сельским хозяйством и использовать ресурсы нового урожая для существенного вклада агросектора в общую динамику ВВП.