Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Электричество отпустили на рынок...

Ну по очень свободным ценам
12 января, 1999 - 00:00

Действие постановления не распространяется на расчеты за электроэнергию с населением и сельскохозяйственными производителями, для которых с 1 января введены фиксированные тарифы. Следовательно, из «рыночного» пространства исключаются как минимум треть покупателей. При этом абсолютно непонятно, будут ли означать новые цены новые правила сбыта электроэнергии прочим потребителям. Ведь что происходило с электроэнергией до сих пор? Всем (то есть производством, доставкой и продажей) реально занимались только два типа структур — госучреждения и торговые посредники. Первые в основном приказывали — кому, когда и сколько доставить электричества, вторые (конечно, в союзе с первыми) по возможности проплачивали производство части электричества. В результате электроэнергия никогда не была в Украине товаром и ее цена никогда не определялась платежеспособным спросом. Формула же цены была следующей: себестоимость (куда включались практически любые затраты) плюс процент прибыли (обычно 20%—30%). Впрочем, по такой цене электричество никто и не покупал. Да оно столько и не стоило.

Летом прошлого года правительство, влекомое кредитной приманкой Мирового банка, согласилось с необходимостью одновременно либерализовать цены на электроэнергию и дерегулировать электроэнергетическую отрасль. В частности, одним из самых главных условий либерализации рынка должно было бы стать обязательство государства «банкротить» неэффективных и убыточных (т.е. каждое второе предприятие) потребителей энергии вместо нынешнего принуждения отдавать им энергию бесплатно. Однако, как можно судить по упомянутому выше решению, либерализация цен для монополиста может быть и будет, а вот дерегуляция — вряд ли. Посему настоящие мотивы принятого постановления скорее всего совсем другие.

Интересно, что за контроль над «Полтаваоблэнерго» сражаются сразу два претендента. В 1998 году Фонд госимущества провел инвестиционный конкурс по продаже 36% пакета акций компании, победителем которого стала компания Contrast Holding Ltd. Позже о своих правах на этот пакет заявил в своем письме премьер-министру Украины Инвестиционный пул, сформированный из группы оффшорных компаний, которым в целом принадлежат, как сообщает агентство Интерфакс Украина, крупные пакеты акций минимум 8 облэнерго (поговаривают даже, что интересами оффшоров обеспокоены весьма влиятельные политики из нового президентского окружения). Пул также объявил о том, что ему принадлежит еще 23-процентный пакет акций «Полтаваоблэнерго». Заметим, в связи с участившимися случаями приобретения акций энергокомпаний анонимными представителями оффшоров, Антимонопольный комитет отказывается регистрировать покупку акций без раскрытия подлинного имени покупателя.

Еще одним обстоятельством, которое нельзя не учитывать в таком тонком деле, как предоставление исключительных ценовых полномочий (а для всех остальных областных энергокомпаний НКРЭ ввела предельные уровни тарифов) является отечественная практика взаимоотношений в электроэнергетике. Ведь это одна из самых криминальных сфер бизнеса. Фактически электроэнергия в Украине — это такая же разновидность капитала, как гривни, зерно, уголь... Электроэнергией кредитуют, расплачиваются, ее воруют и экспортируют (конвертируя в металл, минеральные удобрения и т.п.). Так что, когда кому-то дают право вводить рыночные цены и при этом ничего не говорят о прочих составляющих того самого «рынка» пусть и в одной отдельно взятой области, все это, по меньшей мере, выглядит странно.

Ирина КЛИМЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ