Недавно своим выступлением в Верховной Раде глава МВД Анатолий Могилев посеял панику на и без того неспокойном поле финансового рынка Украины. Причиной переполоха стали озвученные чиновником планы «похоронить» одного из игроков рынка. «Мы внесли предложение наверх, чтобы кредитные союзы вообще похоронили», — сказал министр. По его словам, кредитные союзы не влияют на экономику страны, однако приносят вред своим клиентам. «Это вообще структура, которая очень мало влияет на экономику страны. А у нас дела, где тысячи человек, многотомные уголовные дела, и возмещение ущерба под огромным вопросом», — констатировал Могилев. Министр также отметил, что МВД намерено инициировать принятие соответствующего решения на законодательном уровне.
Реакция на слова министра была незамедлительной. Услышав о намерениях МВД Украины «похоронить «кредитные союзы, их вкладчики стали забирать свои деньги. Если паника не утихнет, говорят в Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг Украины, ее последствия могут стать роковыми для кредитной отрасли, которая и без того ослабла. По данным регулятора, по итогам девяти месяцев 2010 года, количество вкладчиков кредитных союзов уменьшилось почти на 28%, а объем депозитов в системе сократился на 30%. Поэтому на данный момент к категории проблемных можно отнести около 30% действующих кредитных учреждений. При этом сложные времена переживают и крупные кредитные союзы.
О рецепте спасения проблемных кредитных союзов и денег их вкладчиков, а также о том, почему министр хочет их «похоронить», «День» спросил у главы Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг Украины Василия ВОЛГИ.
— Я понимаю, почему было такое эмоциональное выступление главы Министерства внутренних дел Украины Анатолия Могилева относительно вопроса о кредитных союзах. Ведь количество преступлений, совершенных, особенно на протяжении последних трех лет, в сфере кредитной кооперации, отнимает очень много сил у МВД. И причин такой ситуации много — это и финансовый кризис, и несовершенство законодательных условий, которые должны были бы обеспечить нормальную работу кредитных союзов, а на самом деле этого не делают.
Министр МВД и так перегружен работой, а тут еще и такой социально напряженный вопрос покоя не дает, поэтому эмоции взяли верх. Это даже психологически очень тяжелый вопрос, ведь поступают сотни и тысячи обращений граждан, проводится много личных встреч... Я это знаю по себе, потому что фактически каждый день встречаюсь с десятками людей, пострадавших от деятельности кредитной кооперации.
— Так вы поддерживаете министра МВД в предложении «похоронить» кредитные союзы в Украине?
— Нет. Я ни в коем случае не считаю, что нужно убеждать руководство государства, что такой сектор финансового рынка, как кредитная кооперация, нужно «похоронить».
Этот рынок работает почти во всем мире и является одним из очень эффективных игроков финансового рынка. Ярко демонстрируют это Ближний Восток, Индия. Там кредитная кооперация даже решает вопросы нищеты и бедности в государстве. Ведь такие союзы обеспечивают доступ населения к микрокредитованию и таким образом поднимают деловую активность в стране.
Для Украины же микрокредитование — это очень актуальный вопрос. Ведь именно деловая активность населения — определяющий фактор, который должен формировать национальный валовой продукт сегодня.
— Вот вы рассказываете, что в мире кредитные кооперации — это не только эффективные игроки финансового рынка, но и инструмент решения проблем бедности и повышения деловой активности населения через механизм микрокредитования. В Украине же они пока что являются лишь источником социального напряжения и своеобразным порталом выкачивания денег из людей. В чем проблема? Почему кредитные союзы в Украине не могут работать так, как их коллеги в мире?
— В этом вопросе есть несколько основных моментов. Во-первых, законодатель допустил ошибку, когда разрешил деятельность кредитной кооперации без фонда гарантирования вкладов.
А во-вторых, в нашем законодательстве, регулирующем сферу деятельности кредитных союзов, не предусмотрено рефинансирование кредитных союзов в случае возникновения такой потребности. Речь идет о кризисных явлениях, показавших необходимость существования санационного учреждения, которое будет помогать кредитным союзам. Это есть во всем мире. Как правило, такими санационными учреждениями выступают корпоративные банки, получающие рефинансирование непосредственно от Центробанков. В украинском случае это должен был быть НБУ, который бы давал корпоративному банку кредиты на рефинансирование, которые в свою очередь поддерживали бы ликвидность кредитных союзов.
У нас же этого предусмотрено не было. И в результате, когда пришел кризис 2008 года, банковская система получила почти 130 миллиардов гривен рефинансирования, а система кредитных коопераций — ни копейки.
— Вы предлагали предусмотреть в государственном бюджете на 2011 год выделение средств для Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг, чтобы последняя могла скупить проблемные обязательства у кредитных союзов и вернуть вкладчикам хотя бы тело вклада. Однако это предложение так и не было поддержано. Есть план «Б»? Как планируете решать вопрос с вкладами в проблемных кредитных союзах?
— План «Б» есть, и мы над ним постоянно работали и работаем. Мы ни одного дня не прекращали работу с международными финансовыми структурами относительно возможности привлечения к рефинансированию проблемных займов украинских кредитных союзов частных европейских инвесторов. Переговоры показали, что они заинтересованы в выкупе стресс-активов кредитных союзов в Украине. Поэтому мы надеемся, что уже до этого лета частный капитал сможет принять участие в выравнивании ситуации в области кредитной кооперации в Украине.
Однако еще план «А» не совсем закрылся. Так, недавний отчет временной парламентской следственной комиссии по вопросам кредитной кооперации был реализован в постановлении ВРУ, обязывающем Кабинет Министров Украины в трехмесячный срок разработать план мероприятий по решению проблемы кредитных союзов. И вот по результатам этого постановления премьер-министр Украины Николай Азаров обязал Госфинуслуг подготовить свои предложения по решению этого вопроса. В том же постановлении прописано, что вышеупомянутая временная следственная комиссия не прекращает свою деятельность, а продолжает контролировать, каким образом Кабинет Министров осуществляет разработку материалов по делу проблемных кредитных союзов.
Следовательно, мы снова возвращаемся к сценарию создания государственной факторинговой компании, который уже неоднократно озвучивался нами. Единственное, что еще остается под вопросом, — это происхождение средств для рефинансирования проблемных кредитных союзов. Есть два варианта: средства из государственного бюджета или же, если удастся убедить Нацбанк и Президент займет такую позицию, то это могут быть средства НБУ.
— А сколько денег нужно?
— Первоочередное рефинансирование кредитных союзов, по нашим подсчетам, составляет около 1,5 миллиарда гривен. Кроме того, нужно, чтобы парламент проголосовал во втором чтении за принятие закона о фонде гарантирования вкладов кредитных кооперативов Украины. И обязательно законодательно закрепить механизм рефинансирования кредитных союзов.
— Так когда ВРУ окончательно примет решение по урегулированию вопроса с проблемными кредитными союзами?
— У нас осталось два месяца. Через два месяца КМУ должен отчитаться в ВРУ по плану мер, которые должны быть приняты относительно кредитных союзов.
— И когда вкладчики проблемных кредитных союзов смогут вернуть свои деньги?
— Как только мы получим средства на рефинансирование.