Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Энергетический пакет

Кто выиграл, а кто проиграл?
25 августа, 2004 - 20:12

В сентябре в Астане (Казахстан) планируется провести встречу руководителей стран-участниц Единого экономического пространства (Украина, Россия, Казахстан и Белоруссия). Она пройдет в рамках саммита СНГ. Эксперты уже согласовали перечень из 28 приоритетных документов по формированию ЕЭП. Особой важности документы приняты недавно в Сочи на встрече Леонида Кучмы и Владимира Путина. От реализации этих договоренностей во многом зависит экономический смысл существования ЕЭП.

Подписанные с Россией соглашения в нефтегазовой сфере носят для Украины стратегический характер, заявил Президент Украины Леонид Кучма после подписания соответствующих документов. Он напомнил, что еще несколько лет назад в прессе «муссировалась проблема» транспортировки энергоносителей в Европу — либо через Украину, либо через другие страны. «Во всех этих дискуссиях поставлена точка. Для украинской стороны есть долгосрочная перспектива, что ее трубопроводные магистрали будут загружены на много-много лет вперед, и нам надо думать только об их развитии», — сказал Л.Кучма.

Итак, украинско-российский саммит в Сочи совершенно определенно продемонстрировал успех пакетного подхода к решению сложных экономических проблем, накопившихся в отношениях между двумя странами. Понятно, что при этом обе стороны продемонстрировали максимальную гибкость и пошли на серьезные уступки друг другу. Рассмотрим именно этот аспект договорного процесса.

Нужно признать, что первый по-настоящему значительный шаг в сторону энергетического сближения сделала Россия. Благодаря ее недавнему согласию начать строительство новой газовой магистрали по территории Украины (с участка Богородчаны—Ужгород) был выведен из тупика процесс создания международного консорциума по эксплуатации газотранспортной системы Украины. В Сочи Россия и Украина даже объявили строительство газопровода Богородчаны — Ужгород совместным стратегическим инвестиционным проектом. Впрочем, два года тому назад именно Россия первой начала «трубопроводное» давление, построив в обход территории нашей страны участок нефтепровода Суходольная—Родионовская и существенно сократив благодаря этому украинские доходы от транспортировки российской нефти. Но дальше начались переговоры о создании ЕЭП, и в Кремле, по-видимому, поняли, что только силовыми методами разногласия с Украиной не устранить. Вот тогда-то, по-видимому, и стал вырисовываться «нефтегазовый пакет»...

В ответ на «осушение» своих Приднепровских магистральных нефтепроводов Украина «подставила другую щеку» — согласилась на снижение тарифа на прокачку нефти в рамках интеграции нефтепроводов Дружба-Адрия. Реализация этого проекта, как планируют в Москве, позволит увеличить экспорт российского сырья на 5—15 млн. тонн в год.

Но узловым пунктом игры был нефтепровод Одесса— Броды, задуманный и построенный для траспортировки каспийской нефти по территории нашей страны в Европу. Он заводил на просторы платежеспособной Европы мощного конкурента.

(Теперь, когда вопрос практически решен, это откровенно признают в России. Вот что пишет по этому поводу обозреватель Интерфакса-АНИ Александра Караванова: «Россия получила возможность осуществлять транзит нефти по территории Украины в гарантированных объемах и использовать нефтепровод Одесса—Броды в реверсном режиме с целью недопущения политических и экономических потерь из-за попадания на ограниченный европейский рынок нефти из других стран». Путем сложных комбинаций и союзов цель была достигнута. В этом, по-видимому, сыграли немалую роль одна из крупнейших нефтяных «сестер» — Бритиш Петролеум (БП), опасавшаяся, что украинская труба опередит нефтепровод Баку—Джейхан, а также «многовекторная» позиция американской стороны.

Именно этим теперь оправдывают в приватных разговорах свою уступчивость российскому напору некоторые украинские высокопоставленные чиновники. Итак, Одессу—Броды сдали и переименовали в Броды—Одессу, поверив обещаниям, что отныне по этой трубе будет перевозиться до 9 миллионов тонн нефти. На предлог «до» украинская сторона внимания вроде бы не обратила. «По оценкам «Транснефти» (российский монополист на рынке транспортировки. — Авт.), в настоящее время поставки в реверсном режиме могут осуществляться в объеме гораздо меньшем, чем 9 млн. тонн, — сообщает Агентство нефтяной информации. — Кроме того, использование реверсного маршрута отнюдь не решает, а скорее усугубляет проблемы, связанные с ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы, особенно в зимнее время. Таким образом, несмотря на подписанное соглашение, вопросы увеличения экспортных мощностей «Транснефти», в том числе в обход черноморских проливов, по-прежнему сохраняют свою актуальность, и нужно активизировать работу в этом направлении». Так что позиция «до 9 миллионов тонн», послужившая для украинской стороны одним из главных плюсов реверса, имеет только краткосрочную перспективу.

Теперь о газе. Украинский газовый долг ($1,4 млрд.) предложили ликвидировать с помощью простой схемы. Напомним, что российский «Газпром» два года не принимал от Украины облигации, выпущенные ею на десять лет для реструктуризации этого долга в соответствии с межправительственным украинско-российским соглашением. Выполняя эту комбинацию, Украина не только отдала свой долг, причем не за десять лет, как было ранее договорено, а одномоментно, наперед уступив при этом часть причитающейся ей оплаты за транзит украинского газа.

Дальше России было уже просто нельзя воздерживаться от встречных ходов. И она, наконец, сделала это в Сочи. Долгосрочное соглашение о транзите нефти по территории Украины, которого последняя так долго добивалась, предусматривает увеличение транспортировки нефти из России через территорию Украины до 85 млн. тонн нефти в год. (Еще в прошлом году эта цифра в проекте документа была меньше 80 млн. тонн). Однако конкретные объемы прокачки российской нефти, естественно, зависят от многих факторов и, в первую очередь, от того, удастся ли нарастить ее добычу. Поэтому точные цифры будут определены дополнительным соглашением, которое планируется подписать до конца 2004 года. И лишь тогда мы сможем убедиться, насколько реальную нефть дали Украине за Одессу—Броды.

Не менее важным шагом навстречу Украине представляется отмена НДС при экспорте газа и нефти. В России очень много говорят и пишут об этом как о жертве, выливающейся в огромные потери бюджета ($800 миллионов), а также о том, каким образом государство будет покрывать образовавшуюся в бюджете дыру. Но это уже, как говорится, их проблемы.

Стоит ли в данном случае радоваться в Украине? Обратимся к российским источникам. Они сообщают, что в результате цена российской нефти для Украины не снизится. Ведь у российского правительства нет в этой ситуации другого выхода, кроме как компенсировать сократившиеся доходы за счет увеличения других налогов на нефтяников. Так считает глава ООО «НК «Альянс- Украина» Петр Мирошников, а также источники в «ТНК-Украина». При этом не вызывает сомнений возможность роста в Украине нефтяных цен, поскольку монопольный поставщик — Россия — уже с сентября повышает экспортные пошлины на нефтепродукты. Они будут составлять до 65% от пошлин на нефть. В связи с этим украинское Минагрополитики намерено просить правительство о продлении моратория с нефтяниками о льготных ценах на дизтопливо для агрохозяйств. Получится ли? Тем временем качество бензина в Украине в последнее время резко ухудшилось, заявляет Госпотребстандарт, — цена бензина держится в известной степени искусственно.

А теперь вернемся к долгосрочному соглашению о нефтяном транзите. Накануне его подписания ОАО «Укртранснафта» всеми силами опровергала версии отдельных СМИ о том, что проект содержит положения о предоставлении российской «Транснефти» статуса оператора магистральных нефтепроводов на территории Украины. Понятно, что оператор нефтетранспортной системы — это лишь немногим меньше, чем ее суверенный хозяин. С той лишь разницей, что договора на прокачку, а следовательно, тарифы, цены и, главное — дисконты находятся в руках оператора (например, оператором морского нефтеперевалочного терминала в порту «Пивдэнный» под Одессой уже более года работает российская фирма).

Впрочем, эксперт «Дня» Михаил Гончар в какой-то мере согласен с «Укртранснафтой» в том, что долгосрочное соглашение вовсе и не передавало права единого оператора нефтетранспортной системы Украины от названной компании российской «Транснефти». По словам эксперта, это было сделано еще до того. Вместе с тем, как подтвердил Гончар, в соглашении идет речь о «едином поставщике» — и, следовательно, отмечает эксперт, спор переходит в сферу дефиниций, то есть терминов. Что касается сути того, что происходит, то, по его мнению, функции единого оператора переданы российской «Транснефти» еще фактом подписания 22 декабря минувшего года Договора по оказанию услуг по транспортировке нефти по территории Украины. А началось все еще с письма от 27 ноября прошлого года за подписью главы «Транснефти» Семена Вайнштока. В нем, цитирует Гончар, говорится: «На совещании, проведенном в ноябре текущего года (2003) в АО «Транснефть» при участии крупнейших нефтяных компаний было принято согласованное решение о целесообразности заключения в 2004 году договора единого оператора по транспортировке нефти по территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Казахстан. Позитивному решению способствовало то, что транспортировка нефти осуществляется по единому графику, утверждаемому комиссией правительства Российской Федерации... В настоящее время движение нефти по системам нефтепроводов стран Содружества независимых государств происходит из единого центра. Таким образом интеграция системы магистральных нефтепроводов будет являться завершающим логическим этапом координации действий АО «Транснефть», нефтяных компаний и иностранных предприятий по транспорту нефти». Именно это письмо и послужило отправной точкой для заключения вышеназванного договора (22 декабря 2003 г.) между «Транснефтью» и «Укртранснафтой». Гончар указывает, что украинской стороне все же удалось внести в это соглашение некоторые положения, несколько ограничивающие возможности «Транснефти» осуществлять безоговорочный и, главное, бессрочный контроль над украинской системой транспортировки. В результате подписанное в Сочи соглашение ограничивает операторские права сроком в 15 лет. Как отмечает Гончар, с точки зрения стратегических целей России тут все логично: по сути в единый пакет увязываются долгосрочные обязательства по транзиту нефти и загрузке нефтепроводов с соглашением о «едином операторстве». Подобные соглашения, заключаемые между монополиями, должны быть прозрачными, во всяком случае для органов государственной власти. Но, по словам Гончара, в минувшем году Министерство иностранных дел Украины дважды направляло «Укртранснефти» запрос о проекте упомянутого соглашения, предложенном российской стороной, но ответа не получило.

Таким образом, будущее российско-украинского энергопакета потребует тщательной проработки на уровне правительств и экспертов.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ