Благодаря высоким российским предводителям и установленным ими ценам на газ, проблема энергоэффективности нашей экономики и необходимости использования альтернативных источников энергии начинает овладевать массами. Мы уже убеждены — наша экономика непомерно энергоемкая, знаем, сколько дров, соломы, мусора, тырсы (перечень значительный) имеем и можем превратить в энергию на благо родного государства. Еженедельно проводятся слушания перспективных проектов в этой сфере на заседаниях КМУ. С невиданной частотой принимаются новые распоряжения, постановления, проекты законов. Много в этих документах необоснованных надежд, много идиллии, но есть также продуманные и перспективные вещи.
Впрочем, есть и другие тенденции: во время одной из командировок встречаюсь с высоким должностным лицом района и начинаю тему о перспективах, которые имеет их сельскохозяйственный район в свете последних нормативных документов правительства относительно использования восстановительных источников энергии; о будущих инвестициях в экономику района, о новых рабочих местах, о возможностях для уменьшения расходов на отопление... Но фраза собеседника меня остановила: «В нашем районе мы эту политику не поддерживаем».
Не нравится местной власти использование местных видов топлива. По их мнению, это не по-современному, не отвечает развитию цивилизации. Другое дело — газ. Зажег горелку, и кури себе спокойно. Денег много нужно платить? Так не из собственного же кармана. Бюджет заплатит. Наибольшая альтернатива, которую еще воспринимают на местном уровне — электроотопление. Опять же — минимум усилий для «хозяйствующего субъекта». Основные усилия — это вставить вилку в розетку. Деньги опять не считаем, ведь не свои же платим.
Аргументы о том, что местные виды топлива обеспечивают вдвое дешевле стоимость тепла, что деньги остаются на территории, и что это, как минимум, десятки рабочих мест, не убеждают. Потому что здесь зажженной спичкой или вставленной вилкой в розетку не обойдется. Нужен труд. Необходимо преодолеть собственную лень в конце концов.
В сегодняшних условиях перспектива убедить тысячи служащих, от которых зависит выполнение программ замещения газа (когда им этого делать просто не хочется), да еще и в условиях разбалансированной системы управления выглядит малоперспективной. Нужно искать поддержку и заинтересованность других возможных партнеров по реальным изменениям.
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» — говорит народная мудрость. Поэтому в качестве грома предлагается следующее:
1. Бюджетные деньги в модернизацию систем отопления не вкладывать. Только в программы утепления.
2. Передать функции отопления бюджетных помещений (кроме тех, которые подсоединены к системам централизованного теплоснабжения) малому и среднему бизнесу.
Тяжело представить себе, что при передаче систем отопления малому и среднему бизнесу ситуация может ухудшиться. Ведь куда уж хуже! Чтобы не шокировать избыточным радикализмом, можно предложить на первом этапе осуществить передачу частным предпринимателям только наиболее неэффективных с точки зрения эффективности отопления бюджетных учреждений.
Например, тех, стоимость отопления в которых более чем на 25% превышает средний показатель по району. И через конкурсный отбор найти будущего эффективного владельца.
Условия должны быть жесткие — провести модернизацию и в согласованный сторонами срок (но не более 5 лет) сократить расчетную стоимость не менее чем на четверть.
Каждый желающий участвовать в конкурсе должен четко аргументировать свои возможности относительно модернизации существующих неэффективных систем, доказать способность сократить расчетную стоимость тепла до определенного договором уровня.
Два главных вопроса, которые требуют решения:
1. Где гарантия того, что бюджет рассчитается за потребленное тепло и по каким ценам?
2. Где гарантия того, что, модернизируя отапливаемые системы, частные предприниматели все расходы не заложат в тарифы, и цена тепла станет неоправданно высокой?
То есть нужны правила, которые удовлетворили бы обе стороны. Наше предложение: внедрить методику расчета цены на основании «энергетической корзины». А основными видами топлива для расчета «энергетической корзины» взять газ, электроэнергию, уголь и дрова.
Объяснение на примере. Бюджетное учреждение за прошлый год израсходовало на отопление 10 тысяч гривен. Это данные финансовой отчетности, подтвержденные записями, а следовательно основания для спекуляций относительно суммы отсутствуют. Стоимость каждого из этих источников энергии в прошедшем году также известна (качество дров и зольность угля фиксируется). В нашем примере бюджетное учреждение условно использовало 11.76 тысяч кубометров газа при цене 850 гривен за тысячу кубометров, или 20 тонн угля при цене угля с фиксированной зольностью 500 гривен за тонну, или 14275 кВт электроэнергии при цене 70 коп. за кВт, или наконец 117.6 кубометров дров при цене 85 грн. за метр кубический. В расчете через «энергетическую корзину» стоимость отопления бюджетного учреждения равна четверти суммы стоимости (11.76 кубометра газа + 20 тонн угля + 14275 кВт электроэнергии + 117.6 кубометра дров). По такой эквивалентной цене «энергетической корзины» предлагается проводить взаиморасчеты для проектов модернизации систем отопления бюджетной сферы предприятиями малого и среднего бизнеса.
Что это дает?
1.Расчет стоимости тарифа на тепло через «энергетическую корзину» позволяет обезопасить предпринимателя от непрогнозированных действий власти и позволяет прогнозировать будущие финансовые поступления (особенно на этапе возврата вложенных в модернизацию средств). Не проигрывает и бюджетное учреждение. Такой подход будет гарантировать, что суммарные платежи на период окупаемости проекта как минимум не увеличиваются по отношению к сумме, которую пришлось бы платить, если бы модернизация не проводилась.
2. Для модернизации не привлекаются бюджетные средства.
3. Создается мотивация для максимального использования местных видов топлива. Практика подтверждает, что стоимость тепла при использовании местных вдов топлива будет самой низкой. А это значит, что будет дополнительный доход для бизнеса, а еще будут оставаться средства на территории и люди получат дополнительные рабочие места. Можно с высокой вероятностью предусмотреть, что воля и желание для этого найдутся.
Совместный проект Альянса «Новая энергия Украины»
с газетой «День»
Раз в две недели мы встречаемся на страницах «Дня» для того, чтобы обсудить пути формирования энергоэффективной экономики и повысить энергетическую конкурентоспособность страны.
Ориентируясь на вас, уважаемые читатели, как на лидеров, на людей, которые формируют общественное мнение в Украине, мы надеемся, что наш проект найдет среди вас позитивные отзывы. Мы приглашаем вас к диалогу: хотим вместе найти наиболее эффективные пути для того, чтобы энергоэффективность была основой особого энергобережливого типа мировоззрения украинского общества.
Приглашаем вас к активному обсуждению проблем энергоэффективности на сайте Альянса — www.newenergy.org.ua, а также ждем отзывов и предложений по телефонам: (044) 254 36 91, (044) 254 36 93.
Будущее нашего государства — в наших руках!