Сегодня должна начать работу межведомственная комиссия во главе с вице-премьер-министром Геннадием Зубко, которой надлежит рассмотреть проекты и программы местных советов, направленные на региональное развитие, и если они будут одобрены, правительство позволит Государственному фонду регионального развития их профинансировать. Однако Николаевская, Черкасская и Херсонская области еще не подали соответствующие документы на проекты и программы этого года. Может, им для этих целей средства не нужны или, что наиболее вероятно, они не понимают важность задач, которые решает региональная политика в нашем государстве?
Чтобы Украина была не на словах, а действительно унитарным государством, нам нужно если и не уравнять, то приблизить уровень жизни населения разных областей к уровню наших самых развитых регионов. Ради этого и осуществляется государственная региональная политика. В феврале 2015 года принят закон о ее принципах. По словам первого заместителя главы Минрегионстроя Вячеслава Негоды, этот документ стал фундаментальным нормативным актом, который построен на европейских принципах и определяет основополагающие подходы и инструменты для формирования новой региональной политики в Украине. В августе прошлого года в Украине одобрена стратегия регионального развития на 2015—2020 годы, а также начато создание таких областных стратегий. Сегодня они уже утверждены в большинстве областей страны. Недавно правительство одобрило также положение об Агентстве регионального развития, которое должно совместно с областными властями реализовывать эти стратегии.
Но не стоит надеяться, что перечисленные документы и институции смогут что-либо сделать без соответствующих финансовых механизмов. Поэтому с 2015 года в государственном бюджете, согласно Бюджетному кодексу, предусмотрено, что 1% ВВП страны должен направляться на формирование Государственного фонда регионального развития. На 2016 год это более 5 миллиардов гривен, но, учитывая нынешнюю бюджетную ситуацию, в парламенте остановились, как и в прошлом году, на 3 миллиардах. Средства Фонда предназначаются для финансирования соответствующих проектов и программ в областях.
В то же время элементом регионального развития в этом году стала субвенция 3 миллиардов гривен на поддержку объединенных территориальных громад в реализации разработанных ими проектов и программ. Еще один финансовый механизм региональной политики — бюджетная программа объемом более 1,9 миллиарда гривен на поддержку социально-экономического развития регионов. Но, как отмечает Негода, она администрируется непосредственно Минфином. В то же время, по словам заместителя главы Минрегионстроя, министерство работает с международными организациями, в частности с Европейской Комиссией, и в этом году будут получены еще и средства (более 50 миллионов евро) на секторную поддержку проектов и программ в регионах.
Геннадий ЗУБКО, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины:
Фонд регионального развития — это тот инструмент, через который государство формирует политику регионального развития. Очень важно, что решения относительно проектов и программ, которые могут быть реализованы за средства Фонда, принимаются именно областными конкурсными комиссиями и уже потом проходят через межведомственную комиссию и бюджетный комитет ВРУ. Ведь именно на местах решается, какие проекты входят в стратегию развития региона, общества
Негода считает все эти финансовые механизмы недостаточными и надеется, что и перед правительством, и перед парламентом можно будет поставить вопрос об увеличении объемов этих средств... если удастся доказать эффективность проектов и программ, создаваемых органами местной власти и самоуправления. Однако, по его словам, в 2015 году в этом плане сложилась не очень привлекательная картина. Из трех миллиардов гривен, выделенных из бюджета фонда регионального развития, более 520 миллионов не использовано, и их пришлось вернуть в бюджет. Лишь 57% выделенных средств использовали Запорожская и Херсонская области, 69% — Закарпатская. «Это говорит о том, — отмечает Негода, — что наши области не всегда готовы и умеют использовать эти средства, то есть у них отсутствуют проекты, которые там можно реализовать».
«Мы очень надеялись, — продолжает Негода, — что в этом году дела пойдут лучше. Ведь по Бюджетному кодексу соответствующие проекты и программы на этот год должны были быть поданы на утверждение до 1 мая еще в прошлом году. На сегодня только 11 областей прошли правительство со своими проектами, да и то не в полном объеме — чуть больше одного миллиарда было утверждено правительством. Все остальные еще дорабатывают».
Кроме того, как отметил Негода, сейчас министерство формирует предложения правительства и Минфина на 2017 год. А что ответить на вопрос о проектах и программах, которые области должны были подать до 1 мая? «Ни одного мы не получили», — жалуется заместитель министра и не хочет даже говорить о качестве проектов, которые обычно подаются. По его словам, проекты регионального развития должны быть направлены на создание инфраструктуры, условий для развития предпринимательства, давать мультипликационный эффект, словом, выходить на точки роста и ни в коем случае не множить долгострои. «Если ставить перед правительством вопрос об увеличении объема средств, выделяемых на региональное развитие, — замечает Негода, — мы должны быть готовы показать, как использованы такие средства в прошлом году».
Он отмечает, что министерство работает над тем, чтобы упростить процедуры согласования проектов и программ. При помощи Европейской Комиссии и швейцарских партнеров создана онлайн-платформа, на которой регистрируются все проекты, и области уже получили соответствующие ключи. Это сделано для того, чтобы процедуры были прозрачными и чтобы все могли в этом убедиться. Но кое-кто недоволен и стремится вернуться к использованию «ручняка». Негода настаивает, что все проекты должны проходить отбор на комиссиях, в которых более трети членов представляют общественность. А побеждать должны те из них, которые отвечают областным стратегиям развития. Сегодня на согласование проектов в министерствах и ведомствах нужно потратить не меньше трех месяцев, указывает заместитель министра и подчеркивает, что Минрегионстрой предлагает упростить соответствующие процедуры.
«Мы предлагаем внести изменения в Бюджетный кодекс, которые позволят оставлять неиспользованные средства на счетах советов в Казначействе, чтобы можно было осуществлять дальнейшее финансирование в следующих бюджетных периодах», — говорит эксперт Украинской ассоциации районных и областных советов Янина Казюк.
Глава Кировоградского областного совета Александр Чорноиваненко не соглашается с критикой со стороны министерства относительно неиспользованных областями средств фонда регионального развития и допускает, что для этого могли быть и объективные причины. В то же время он настаивает, что этих средств недостаточно. «Опыт нашей работы говорит о том, что область не может войти в первую пятерку по выполнению своих обязательств из-за несогласованности, а также лоббирования интересов на уровне госбюджета Украины. Мы понимаем, что основа развития Украины — это развитие регионов. Насколько они будут развитыми, так будет двигаться и государство в целом. Я считаю, чтобы стимулировать развитие состоятельных территориальных объединенных громад, нужно иметь миллиард гривен. Но я не понимаю, почему у нас есть суммы, которые делят неизвестно кто, а вернее известно — народные депутаты, которые не могут учесть все позиции, все приоритеты нашей стратегии, утвержденной на сессиях. Получается так, что в Киеве решили, привезли нам постановление Кабмина, и пожалуйста — работайте. Я считаю, это ошибочная политика. Если у нас есть министерство регионального развития, то именно оно, а не Минфин или Минэкономразвития, должно в первую очередь взять этот вопрос под свою оперативную, а главное — прозрачную и справедливую регуляцию». Глава облсовета возмущен, что Кировоградская область, сэкономив при помощи тендеров на государственных закупках, считалась не использовавшей средства из фонда регионального развития. Деньги забрали. А на 2016 год область, благодаря этой экономии, вышла из списка депрессивных и «потеряла» 20 миллионов гривен дотаций.