Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Евросоюз усиливает контроль за качеством товаров

Почему это повлияет на подписание Украиной промышленного безвиза
5 августа, 2021 - 20:41
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Украина стремится к промышленному безвизу с ЕС, однако путь к нему, по большому счету, лежит через онлайн-торговлю и безопасные товары, поступающие на этот рынок. Эти вопросы регулируются Регламент ЕС 2019/1020, который начал действовать 16 июля и который Украине придется обязательно имплементировать.

15 ЛЕТ ИСТОРИИ, КОТОРУЮ НУЖНО УСПЕШНО ФИНАЛИЗИРОВАТЬ

Промышленный безвиз, которого ждет украинская экономика, имеет более чем 15-летнюю историю, напоминает заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам интеграции Украины в ЕС Мария МЕЗЕНЦЕВА. И ее нужно успешно финализировать. Однако промышленный безвиз пока не на повестке дня, хотя эксперты, по словам Марии Мезенцевой, очень высоко оценили имплементацию более 80 нормативных актов ЕС в украинское законодательство.

По ее словам, в мае в Украине завершила работу предыдущая оценочная группа ЕС, которая в своем отчете констатировала существенный прогресс, однако есть и замечания, согласно которым мы должны ввести еще некоторые европейские акты и устранить недостатки в уже имплементированных. «Мы понимаем, что это не только экономический вопрос, но и - престижа, имиджа для нашей страны. Ведь сейчас промышленный безвиз с ЕС есть исключительно с такими странами, как США, Канада, Израиль, Австралия, Япония, Новая Зеландия и Швейцария», - подчеркнула она.

Кроме того, это - шаги навстречу крупнейшему рынку в мире с 508 миллионами потребителей, на котором наша промышленная продукция сможет беспрепятственно реализовываться.

ОБЪЕДИНИТЬСЯ ВОКРУГ ПРОМЫШЛЕННОГО БЕЗВИЗА

Исполнительная директорка Украинского центра европейской политики Любовь АКУЛЕНКО отмечает, что аналитический центр, который она возглавляет, видит главной задачей объединить различные группы влияния вокруг движения Украины к промышленному безвизу. «Очень важно, когда мы все вместе: аналитические круги, члены правительства, народные избранники сотрудничают ради одной цели», - говорит она.

Добавляет, необходим открытый публичный диалог всех сторон вокруг этого вопроса, хотя и не исключает, что есть определенная информация, которую ЕС и Украина пока не могут озвучить. «Альфой и Омегой» промышленного безвиза с ЕС, по словам Любови Акуленко, является Регламент ЕС 2019/1020 по рыночному надзору, который вступил в силу 16 июля. Согласно ему, Евросоюз меняет требования к качеству и безопасности продукции, и он будет касаться существенной доли украинского экспорта - ряда непродовольственных товаров (например игрушки, энергетическая продукция, строительные материалы, радиооборудование, средства индивидуальной защиты и т.п.).

«Украина уже сейчас должна «включиться» в процесс имплементации этого документа», - отмечает исполнительная директорка Украинского центра европейской политики, который презентовал исследование «Рыночный надзор и оценка соответствия в Украине в контексте изменений европейского законодательства».

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО РЕГЛАМЕНТА И ЧТО ОН ПРЕДУСМАТРИВАЕТ

В ЕС (и не только) за последние годы, особенно в результате пандемии, произошел серьезный рост электронной торговли. Как следствие, часто товары, которые появлялись на рынке, были вне контроля рыночного надзора, и это, как объясняет аналитикиня Украинского центра европейской политики Александра БУЛАНА, стало причиной, почему ЕС ввел новый Регламент. Даже еще до пандемии, в 2010-2013 годах, государства – члены ЕС обнаружили несоответствие в 32% проверенных игрушек, 47% - строительных изделий, 58% - электромагнитного и радиооборудования, 68% - мобильных телефонов.

Надзор, который существовал, был фрагментарный, его нужно было унифицировать и привести к единому знаменателю во всех странах ЕС. Кроме того, недостаточное сотрудничество органов рыночного надзора и таможни позволяло проникать недоброкачественным товарам.

Основные изменения, который внедряет Регламент ЕС 2019/1020:

- требования о наличии на территории ЕС ответственного экономического оператора, который должен представлять на рынке ЕС предприятие;

- усиление требований к рыночному надзору за интернет-торговлей;

- расширение полномочий органов рыночного надзора;

- создание электронного интерфейса для обмена информацией между таможенными органами и системой информационного обмена рыночного надзора.

Регламент также вводит новый вид экономического оператора (кроме производителя из ЕС, импортера и уполномоченного представителя) - поставщик фулфилмент-услуг (физическое или юридическое лицо, оказывающие не менее двух видов следующих услуг - складское хранение, упаковка, обработка, отгрузка заказа без изменения права владельца на товар).

ЧТО ИМЕЕМ В УКРАИНЕ

На сегодняшний день, говорит Александра Булана, законодательство в сфере государственного рыночного надзора соответствует европейскому (однако без учета Регламента ЕС 2019/1020) и состоит из четырех законов и ряда подзаконных актов:

• Закон Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» №2736-VI от 02.12.2010;

• Закон Украины «Об ответственности за вред, причиненный вследствие дефекта продукции» №3390-VI от 16.09.2011;

• Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уменьшения давления на бизнес со стороны органов рыночного надзора» №367-их от 12.12.2019.

В Украине принято 84 технических регламента, из них более 70 - разработаны на основе актов законодательства ЕС.

По словам аналитикини Украинского центра европейской политики, проведена очень большая работа, но поскольку Украина намерена достичь такого уровня ведения торговли, как между странами ЕС, то нам нужно двигаться дальше. «Регламент 2019/1020 - следующий шаг, который надо сделать, чтобы гармонизировать свое законодательство с ЕС», - подчеркнула она.

Она выделила следующие проблемы:

- низкий уровень взаимодействия между органами рыночного надзора и недостаточная их координация;

- недостаточная действенность штрафных санкций к нарушителям законодательства в сфере рыночного надзора;

- низкий уровень взаимодействия и обмена опытом с европейскими органами надзора;

- необходимость разработки на основе Регламента ЕС 2019/1020 новой редакции Закона Украины о государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции;

- отсутствие соответствующих ИТ-интерфейсов для обеспечения интеграции украинской информационной системы с ЕС в сфере рыночного надзора и контроля непищевой продукции;

- отсутствие украинской стратегии развития государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.

Также нужно решать практические проблемы, которые есть в Украине, а это - обеспечение надлежащего уровня финансирования для повышения эффективности рыночного надзора и контроля, в частности модернизация оборудования испытательных центров, отбора образцов продукции, проведение испытаний. А еще - пересмотр штрафных санкций за нарушения в сфере рыночного надзора и контроля в соответствии с европейской практикой.

И частично работа уже начата. По информации, которую обнародовал директор департамента регуляторной политики и предпринимательства Министерства экономики Украины Александр ПАЛАЗОВ, имплементация Регламента 2019/1020 в Украине предусмотрена в разработанном проекте Стратегии по развитию системы технического регулирования до 2025 года, в котором есть раздел с рыночного надзора.

Что касается критики относительно низкого уровня взаимодействия между украинскими органами власти, то, по его словам, начал работу координационный совет при Минэкономики, который анализирует все проблемные вопросы. Запущены системы внутренней и внешней взаимосвязи между органами рыночного надзора. Также для лучшей коммуникации с потребителями по домену uvaga.gov.ua изложена вся информация, которая позволяет идентифицировать соответствующую продукцию, а также лиц, являющихся ее производителями.

Кроме того, как сообщил директор департамента, будет внедрена ответственность за нарушение законодательства во время онлайн-торговли – согласно новой редакции Закона о защите прав потребителей, Госпродпотребслужба иметь право блокировать сайты нарушителей.

Однако до сих пор не решенным остается вопрос координации работы с таможней и недостаточного уровня финансирования органов надзора.

НА ЧЕМ АКЦЕНТИРУЮТ В ЕС

Установленные Регламентом 2019/1020 нормы не являются неотложными для внедрения Украиной уже и немедленно, объясняет советник по торговым вопросам Представительства ЕС в Украине Анне БЕРЧИО, но их все же надо будет внедрить до момента подписания Соглашения АСАА (Agreements on Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Goods - Соглашение об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции, его планируют оформить протоколом к Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.)

К тому же, этот Регламент уже с 16 июля, времени своего введения, имеет определенное влияние на работу украинских экспортеров. «С его помощью нужно будет выстроить стандарты работы системы контроля товаров до и после того, как они попали на рынок. Это поможет распознавать случаи несоответствия товаров, установить четкие процедуры работы в случаях, когда они найдены, регулировать сотрудничество органов рыночного надзора и таможни, установить порядок обращения экономических операторов в соответствующие органы», - говорит она.

МЫ НЕ ПЕРВЫЕ - ОПЫТ ЧЕХИИ

Мирослав ХЛУПЕК, руководитель проекта «Усиление институциональной способности Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины в сфере национальной инфраструктуры качества», тоже подчеркнул, что рыночный надзор и защита потребителей являются чрезвычайно важными для промышленного безвиза Украины с ЕС.

Он рассказал об опыте Чехии, которая была в процессе подготовки к подписанию договора, который сейчас называется АСАА. По его словам, его стране трудно было подготовить изменения в законодательство, сложной была система распределения контроля надзорных органов, а также внедрение органов страны в систему ЕС. А еще - подготовка и использование различных баз данных об опасных товарах и т.п.

Законодательство ЕС в этой сфере в Чехии было полностью адаптировано лишь несколько лет назад, при этом его не копировали, а пошли по пути нахождения и исключения несоответствий и противоречий.

Напоследок хотелось бы отметить, что мы заинтересованы в сильной системе рыночного надзора не только из-за промышленного безвиза. Сильный рыночный надзор - это безопасность наших потребителей и равные конкурентные условия для отечественных производителей.

Фото предоставлено авторкой

Любовь АКУЛЕНКО, исполнительная директорка Украинского центра европейской политики
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ