Фермерская чета — Татьяна и Леонид Обиходы — создала хозяйство «Обрій», которое специализируется на животноводстве и птицеводстве. У них полсотни свиней и столько же крупного рогатого скота Из тяговой силы — четыре коня донской породы, благородством которой гордится хозяин. Есть и небольшой земельный надел, который служит кормовой базой для животноводства.
– Как досталась вам эта земля? (Как водится, первой в разговор вступает женщина).
– Сельский совет выделил 50 га пашни из земель запаса. Приблизительно 4—5 га находятся на равнине, а остальное — овраги и обрывы. Логично, что арендная плата должна бы быть соответствующей. Но, как оказывается, нам не до подобных тонкостей...
– А как вы становились фермером? Как отнеслись к тому односельчане?
– В районе подножки никто не ставил. Местная власть заинтересована в пополнении сельских бюджетов, единственным источником доходов которых является арендная плата. (В районе около 4000 га невозделанной земли. — Авт. ). Не было недоразумений с выделением земли в натуре и между односельчанами. Это, наверное, из-за отсутствия конкуренции.
– Полагаетесь ли вы на законы, действующие в нашей стране? Помогают ли они фермерам?
– О законодательстве вообще мне трудно судить. А о законах, касающихся села, можно сказать, что большинство из них несовершенны. Часто они противоречат друг другу и быстро отменяются. А кто заботится о разъяснении действующих положений на местах? В каком официальном издании можно узнать, почему, например, вместо прошлогодней дотации в размере 1,3 гривни на молочный и 1,5 гривни на мясной скот при откорме его до живой массы 370 кг ввели новые правила. Теперь выплата составляет всего 50 копеек за 1 килограмм, независимо от вида скота. А сдаточный вес увеличили до 390 кг, будто все одновременно и везде перешли на европейские технологии... — Что значит для вас работать на рынке?
– Нам необходимо быть в курсе колебаний цен на рынке молока и мяса, новейших технологий в сельхозпроизводстве. — Рентабельное ли у вас производство? Можете ли вы сравнить его с другими хозяйствами такого же направления?
– Мы много слышали о передовых Карапышах (СООО «Агросвіт», село Карапыши Мироновского района Киевской области). Это хозяйство приобрело высокопроизводительную доильную установку. Конечно, хорошо и выгодно. Сразу появилась возможность молоко в Киев сдавать, и цена на продукцию соответственно возросла. Но только как тот кредит на льготных условиях получить и кому он доступен?
– Вы держите коров и молоко, вероятно, сдаете на районный молокозавод. Но может ли цена 80—85 копеек за 1 литр покрыть расходы?
– Даже половину расходов нельзя покрыть с такой ценой. Дело в том, что в наше время никто не интересуется детальным исследованием этих показателей. Акцент делается на потребностях монополиста-переработчика. Т.е. он один может единолично устанавливать и диктовать цену, а товаропроизводитель, мол, пусть приспосабливается к рыночным условиям. А каковы же реалии? В частном секторе коровы с молочной производительностью 5000—6000 кг в год (в среднем 16—20 литров в сутки. — Авт. ), как правило, попадаются в единичных случаях. Фактическая производительность животных колеблется в пределах 3400—3500 кг в год. Это позволяет хозяину выйти к концу года на нулевую отметку рентабельности, независимо от цены на продукцию. В среднем по Украине в лучшие годы надой на корову составляет не более 2300— 2500 кг. Так о каких прибылях может идти речь? И еще сторонники аргументации, что молочное скотоводство может озолотить, обычно не принимают во внимание затраты труда. До отлучения теленку, по научно обоснованным нормам, нужно выпить 600 литров цельного и 300 литров снятого молока. Много ли отыщется хозяев, которые способны позволить подобную роскошь? Потому и продолжает повсеместно сокращаться поголовье, особенно молодняк. После этого нечего и надеяться на восстановление стада. Есть трудности и с ветеринарным обслуживанием. Ввод разовой дозы антибиотика стоит 4 гривни. А когда нужна внутривенная инъекция, без ветврача не обойтись. И как быть, если он один обслуживает несколько сел и живет за 6 км?
Мы ежедневно сдаем на молокозавод по 200 литров молока. Если бы не племенное стадо голштинской селекции, несомненно, давно бы уже избавились от молочных кормилиц. Иногда руководство завода «прозревает» и начинает поощрять: со скидками реализует сухое обезжиренное молоко с просроченным сроком реализации или из бракованных партий, которое мы и скармливаем молодняку. Однако ситуацию в целом это не исправляет. Добавьте к сказанному резкое варьирование цен на дизтопливо, что не может не отражаться на себестоимости молока.
– Ваше отношение к снятию моратория с 1 января 2005 года на торговлю сельхозугодьями?
– Для рядового фермера это ничего не изменит. Потому что средств на приобретение земли у нас нет. Вероятно, огромные массивы угодий окажутся в руках таких великанов, как «Мир Сем и К» (ООО «Агрофирма «Мир Сем и К» одна из крупнейших в районе. — Авт. ) и иностранцев.
– Как ваше хозяйство обеспечивает себя техникой? (К разговору подключается Леонид Обиход).
– Обзавелись сеялкой, культиватором, плугом и другими орудиями для возделывания земли и кормопроизводства. Даже предоставляем односельчанам соответствующие агротехнические услуги. И это позволяет пополнять семейный бюджет. При содействии Черкасской облгосадминистрации заключили с руководством конструкторского бюро «Південне» договор на испытание трактора ЮМЗ 8271. Это — хорошая машина.
– А вообще власть помогает фермерам?
– Никак не пойму полномочий органов местной власти. Кто за что лично отвечает? То ли функции райгосадминистрации пересекаются с функциями местного самоуправления, то ли законодательством они четко не определены. Как бы там ни было, а чаще всего, когда обращаемся за помощью, чувствуем безразличие. В кабинетах господствуют пассивность и инертность. А тем более, когда пытаешься выяснить, почему, например, нельзя приобрести по льготной цене минудобрения, как предусматривалось постановлением правительства? Не слишком заметно на селе и региональное отделение фонда господдержки фермерских хозяйств.
КСТАТИ
В Украине наблюдается постоянная тенденция к сокращению поголовья крупного рогатого скота. К 1 июня оно, по данным Госкомстата, уменьшилось на 14,6% против уровня прошлого года. В 2003 году поголовье КРС сократилось на 14,7% по сравнению с предыдущим годом.
Поголовье свиней за год сократилось на 23% и к 1 мая составило около 6,8 млн. голов, овец и коз — на 8% (до 2,1 млн. голов), птицы — на 6,1% (до 133,9 млрд. голов).