Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Финансирование — 9%

Что мешает создать полноценную депозитарную систему?
1 декабря, 2006 - 19:39

Национальная депозитарная система Украины за девять лет, которые прошли со времени ее основания, так и не стала полноценным защитником прав инвесторов и профессиональных участников фондового рынка, отмечают аудиторы Счетной палаты Украины. Мероприятия, которые осуществлялись Президентом, Кабмином, Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, Минфином для создания и развития Национальной депозитарной системы Украины, характеризуются бессистемностью и низкой результативностью. Как следствие, вместо создания целостной, централизованной и прозрачной депозитарной системы состоялась ее децентрализация и технологическое отделение основных составляющих — такой вывод сделала коллегия Счетной палаты.

Национальный депозитарий до сих пор не имеет статуса центрального. Центральный реестр владельцев ценных бумаг не ведется. Центральное хранилище документарных ценных бумаг, центральная расчетно- клиринговая палата, национальная информационная сеть и система передачи данных по договорам относительно ценных бумаг не действуют.

Вместо этого параллельное функционирование отдельных систем депозитарного учета государственных и корпоративных ценных бумаг не обеспечивает полноценной защиты прав собственности инвесторов, приводит к увеличению организационных, технологических и денежных расходов профессиональных участников рынка и владельцев ценных бумаг.

Остаются неурегулированными вопросы обеспечения обязательной технологической консолидации регистраторов владельцев именных ценных бумаг с центральным депозитарием, порядок централизованного учета государственных и корпоративных ценных бумаг, порядок защиты информации от несанкционированного доступа до депозитарной системы, механизм компенсации потерь, связанных с деятельностью прямых участников национальной депозитарной системы Украины.

Только в июне 2006 года Кабинет Министров представил на рассмотрение в Верховную Раду проект закона «О системе депозитарного учета ценных бумаг», который до этого времени еще не рассматривался.

Противоречия в действующих законодательных актах, неурегулированность нормативно-правовыми актами вопросов, связанных с функционированием национальной депозитарной системы, ограничения функций Национального депозитария Украины, конфликт полномочий Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины в плане государственного регулирования в этой сфере взаимоотношений и прямого участия в управлении одного из участников фондового рынка, препятствуют целостности национальной депозитарной системы Украины.

Проблемы двойного ведения реестров владельцев именных ценных бумаг приобрели системный характер. Это, в свою очередь, мешает развитию фондового рынка, отдаляет его от международных стандартов, способствует еще большему обострению противоречий на рынке ценных бумаг и приводит к нарушению действующего законодательства Украины по правам инвесторов.

Характерно, что планирование и обоснование бюджетных назначений, а также финансирование мероприятий развития национальной депозитарной системы осуществлялось Министерством финансов с нарушением бюджетного законодательства, несвоевременно и не в полном объеме. Общий уровень финансирования бюджетными средствами этой важной государственной задачи в течение девяти лет составляет только 9% от принятых бюджетных назначений.

Фактическое состояние финансирования в 2005 — 2006 годах в размере меньше одного процента определенного объема стало одной из главных причин невыполнения большинства мероприятий государственной программы по развитию национальной депозитарной системы.

Решение Кабмина об определении главным распорядителем этих бюджетных средств Министерства финансов, которое не задействовано ни в одном мероприятии названной государственной программы, обусловило ее финансирование по остаточному принципу и привело к фактическому срыву сроков внедрения и достижения поставленной цели.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины и Национальный депозитарий Украины не обеспечили также эффективного использования полученных бюджетных средств. Как следствие, два миллиона гривен, израсходованных на создание программных продуктов депозитарной деятельности, не обеспечили полноценного внедрения этих программ в практическую деятельность и даже частично повлекли за собой финансовые убытки.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку как орган, ответственный за выполнение госпрограммы, не принимала необходимых мер в плане привлечения для финансирования развития национальной депозитарной системы Украины внебюджетных источников.

Как установили аудиторы Счетной палаты, из предусмотренных для финансирования госпрограммы в 2006 году средств (250 млн. грн.) других участников национальной депозитарной системы получено на обратной основе только 3,2 миллиона гривен.

Решение об увеличении уставного капитала Национального депозитария на 25 миллионов гривен не реализовано, а деятельность этой организации, через ограничение функций, причинила (за последние шесть лет) финансовые убытки в размере более 10 миллионов гривен.

Заключения и предложения коллегии Счетной палаты направлены правительству и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку для принятия мер по устранению обнаруженных нарушений. Информация о состоянии развития Национальной депозитарной системы Украины предоставлена также Верховной Раде. Как сообщает пресс-служба Счетной палаты, с целью урегулирования существующих проблем и противоречий, мешающих становлению полнофункциональной депозитарной системы и развития фондового рынка коллегия Счетной палаты просит Верховную Раду ускорить рассмотрение проекта закона «О системе депозитарного учета ценных бумаг».

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ