Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Формула главного продукта

Подорожание хлеба пекарям не остановить. Это может сделать только стабилизация курса, — производственники
7 апреля, 2015 - 12:46
Формула главного продукта
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В конце прошлой недели в эфире одного из телеканалов столичный мэр Виталий Кличко пообещал, что в киосках по продаже социального хлеба цена будет фиксированной и перестанет расти. По его словам, сейчас в столице открыто 20 таких пунктов, а до конца года их будет 200. «Мы заключили соглашение с коммунальным предприятием «Киевхлеб» по социальному хлебу», — обрадовал мэр небогатых киевлян и рассказал, что они могут покупать хлеб в киосках по 4—5 гривен (но за буханку или за килограмм, не уточнил).

•  Напомним, что это не первый «поход» столичного мэра за дешевым хлебом. В марте он уже проведывал первые такие МАФы. «Мы посетили несколько киосков по продаже социального хлеба. Я встречался с руководством ПАО «Киевхлеб» и поставил жесткие условия: цены на социальные сорта хлеба в розничной торговле должны снизиться, а в киосках по продаже социального хлеба — не повышаться. С начала года хлеб в розничной торговле повышался в цене в три раза. Это недопустимо, — делился он тогда впечатлениями и рапортовал: — На наше требование «Киевхлеб» снизил цену».

•  Но в стране только один мэр обладает таким «ударом». Поэтому в других регионах цена главного продукта росла в марте и начале апреля как на дрожжах. Рекордсменами стали Львовская и Закарпатская области. У них даже социальный хлеб, изготовляющийся из самых простых ингредиентов, вырос в цене до 14 гривен. В Черкасской области за хлеб приходиться платить 10 гривен. В Чернигове, Харькове и Житомире дешевле, чем за 8,5 гривны, хлеб не купишь. В столице средняя цена выглядит более-менее прилично — 8,2 гривны.

•  В свою очередь Антимонопольный комитет начал расследование. Но когда оно будет готово, пока неизвестно. И с ведомством, отвечающим за конкуренцию, решили посоревноваться журналисты. Они испекли батон собственными силами. И он оказался вдвое дешевле. Эксперимент проводился с участием шеф-повара одного из киевских ресторанов. Он убеждает, что даже качественный и вкусный хлеб, причем по рецепту, очень близкому к социальному (мука, соль, дрожжи сухие, сахар и масло), можно испечь недорого. И действительно, сырье обошлось не дорого — 6 гривен, хотя изготовленный в ресторане батон весил примерно килограмм, тогда как те, что мы покупаем в магазине, гораздо легче. К тому же шеф не поскупился на качество. Мука у него была не второго, а высшего сорта, вместо маргарина он использовал масло, а сахар — вместо химических подсластителей.

•  Промышленные производители хлеба на формулу ингредиентов особого внимания не обращают, а с экономическими результатами описанного эксперимента категорически не согласны. Ведь в его ходе не учитывались расходы на логистику, энергоносители, амортизацию оборудования и на зарплату. Заместитель директора «Концерна Хлебпром» (Львов) Виталий Яструбецкий считает, что повышение хлебных цен за последние несколько месяцев является обоснованным, раскрывает структуру себестоимости львовского батона весом 700 грамм и стоимостью 8,45 гривны. По его словам, сырье в ней занимает 38%, электроэнергия — 11%, фонд оплаты труда — 5% («это очень мало, и его долю мы пытаемся сейчас поднять»). Накладные расходы, продолжает топ-менеджер, — 8%, 15% затраты на сбыт, 4% — финансовые затраты, 6% — прибыль, 7% — НДС, 5% — торговая наценка магазина. Яструбецкий не берется предсказывать, будет ли хлеб и дальше дорожать в этом году, но неразрывно связывает цену хлеба и вектор движение курса национальной валюты, а также тенденции мировых цен на зерно.

•  «У нас не только в январе и феврале этого года, но и на протяжении всего 2014 года цены на сырье повышались дважды в месяц», — говорит руководитель департамента компании «Черкассыхлеб» (торговая марка «Формула вкуса») Василий Гаврилюк. Он рассказывает о процедуре, которая не позволяет хлебопекам оперативно реагировать на изменения. После подорожания зерна нужно не только пересчитать цену на хлеб, но и обратиться в Антимонопольный комитет, органы местной власти, получить соответствующие разрешения, и после этого можем повысить свои цены в лучшем случае через полмесяца, а то и через месяц. Потому что хлебопеки обязаны предупреждать ритейл о повышении как минимум за две недели. В последствии постоянно возникают кассовые разрывы, ведь дополнительные затраты в этот период никто не компенсирует. Гаврилюк ссылается на рост расходов предприятия: за последние 14 месяцев они выросли по газу на 53%, по муке — на 64%, по горючему — на 52% и только на 11% — на зарплату. На 82% подорожало другое сырье, необходимое для того, чтобы печь хлеб. А он сам, по словам директора департамента, поднялся в цене лишь на 36%.

•  К тому же хлебопекарная отрасль несет еще и большие социальные расходы. По словам Гаврилюка, в АТО и в воинские части, в больницы и детские сады хлеб идет вдвое дешевле, есть и социальные магазины, где хлеб можно купить намного дешевле с такой скидкой. Объем продукции, реализуемой с дисконтом, доходит до 20%, констатирует специалист. Он также обращает внимание на то, что в последние годы очень сильно понизилось содержание клейковины в зерне (с 30 до 22 единиц), и, соответственно, качество муки также заметно ухудшилось. А 80% оборудования в отрасли полностью отслужило свой срок, что противоречит европейским требованиям, направленным на обеспечение безопасности продуктов питания.

•  Чтобы отрасль работала, необходимо, по словам Гаврилюка, на протяжении 20 лет вкладывать в модернизацию предприятий не менее 10% полученных доходов. «Но этого почти никто не делает — финансов не хватает», — говорит эксперт. В то же время он отмечает положительную роль Аграрного фонда. Если бы это госучреждение время от времени не давало хлебопекам дешевую муку для социальных целей и не сдерживало таким образом цены, то сегодня на рынке хлеб стоял бы не восемь и не девять гривен, как сейчас, а все 12—13.

•  Статистика же отмечает не только падение на 7,3% (2014 год против 2013-го) производства хлеба в Украине, говорит генеральный директор объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко, но и относит 40% производства хлеба к зоне, находящейся вне государственного контроля. Мы называем этот сегмент теневым, хоть это и не вполне корректно, и связываем с ним «целую серию проблем», констатирует эксперт. Супермаркеты пекут вкусный и очень дорогой хлеб. Им это выгодно. «Но платят ли они налоги, связанные с этим производством?» — риторически спрашивает Васильченко. По его мнению, это приводит к потерям бюджетов всех уровней, а также социальных фондов и отсутствию гарантий качества. К тому же этот сектор не участвует в социальных программах государства, направленных на снижение цен на хлеб. В результате с его стороны налицо недобросовестная конкуренция с промышленными производителями, которые вынуждены реализовывать социальные программы только собственными силами.

•  «Найдите в любом супермаркете, а все они сегодня выпекают хлеб, булку их собственного производства, цена которой ориентирована на покупателя с тонким кошельком, — предлагает Васильченко и уверенно говорит: — Ее вы не найдете». В связи с этим он считает необходимым составить единый и максимально полный реестр всех производителей хлеба и подключить их к социальным программам. Но еще больше его волнуют отношения пекарей с крупными торговыми сетями.

•  «Сегодня ритейл паразитирует на производителях продовольственной группы товаров, — утверждает Васильченко. — Можно ли назвать нормальными отношения, при которых, например, хлебопекарная продукция реализуется максимум в течение трех дней, а деньги за нее хлебозаводы получают через 24, а нередко и через 30—40 дней после этого? Выходит, мы бесплатно кредитуем торговлю. Нужно учесть, что сами хлебопеки вынуждены работать по предоплате. И не удивительно, что ухудшается финансовое положение наших предприятий, вымываются их оборотные средства, возникают проблемы с закупкой сырья и энергоносителей». Это также существенный повод, чтобы повышать цены на хлеб. Эксперт жалуется, что «сети» уже семь лет блокируют закон о внутренней торговле.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ