Общество обвели вокруг пальца — застройщикам на радость и, к сожалению, в огромный вред городам. Такое впечатление возникает от последних новостей правительства по обновлению государственных строительных норм. Напомним, с лета Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства работает над изменениями к 27 ГСН. Наибольший резонанс вызвали нормы по планированию и застройке городских и сельских поселений. Правительственные чиновники предлагали строить школы и детские сады в высотках, АЗС в 15 метрах от домов и превращать лесные зоны в территории частной застройки. Благодаря вмешательству архитекторов удалось свести эти риски к минимуму. Ожидалось, что новые ГСН с правками специалистов будут приняты окончательно к концу года. Как вдруг премьер-министр Владимир Гройсман дает новый дедлайн — две-три недели. Наработки квалифицированных архитекторов нивелируются. Общество оказывается за бортом, а наш комфорт опять в зоне риска.
КОМУ ПОВЕРИЛ ПРЕМЬЕР?
Переломной стала недавняя встреча группы активистов с Владимиром Гройсманом. Почему-то на нее попали посторонние эксперты, а не те специалисты, которые с лета ходили с пикетами под Минрегион и Кабмин с требованием рационально изменять ГСН. Эти общественные организации делегировали представлять интересы общества Виктору Глебе, эксперту в области градостроения, действительному члену Украинской академии архитектуры. Он принимал участие в серии круглых столов Минрегиона, во время которых и удалось продвинуть важные поправки к государственным строительным нормам.
В ответ на обещание Гройсмана утвердить новые ГСН в ближайшие недели, Виктор Глеба подготовил на имя премьера открытое письмо — «от имени общественности, которая не имеет коммерческого интереса от изменения ГСН». «Нам стало известно, что группой архитекторов, построивших много сооружений с нарушениями законов Украины и строительных норм, лоббируются и протягиваются новые ГСН вопреки мнению социально незащищенных жителей Киева и некоммерческой общественности, — говорится в письме. — Просим продолжить обсуждение ГСН, закрепить предложения специалистов, архитекторов, общественных деятелей в протокольном порядке и соблюдать нормы законов Украины, а не поддерживать узкий круг лиц, приближенных к коммерческим структурам».
Чем грозит принятие новых ГСН, Виктор Глеба комментировал «Дню» в разрезе на трагедию в торговом центре в Кемерово (детальнее в материале «Горькая «Зимняя вишня» №53, 27 марта 2018 г.). Так же, как и в России, рискуем получить объекты строительства, где не проверяется техника безопасности вообще. Первые ласточки нарушений уже были — детский лагерь «Виктория» в Одессе и нефтебаза в Василькове «БРСМ-Нафта».
ЗАГОВОР «ЗЛОСТРОЕЧНОЙ ЭЛИТЫ»
Следующий эпизод — недавняя встреча чиновников, архитекторов и общественности относительно «цивилизованных» изменений к ГСН, которую организовал архитектор Виктор Зотов, основатель образовательной платформы CANaction. Разговор о рисках обновленных норм не получился. Участники единогласно поддержали ускоренное их принятия без рекомендаций специалистов. «Решения так называемого круглого стола по вопросам ГСН, организованного людьми, имеющими отношение к высшему эшелону «злостроечной элиты», должны были помочь в принятии радикальных решений под давлением общественности в срочном порядке, — описала свои впечатления в «Фейсбуке» член общественного совета при Киевской городской государственной администрации Людмила Черватюк. — Презентации спикеров подготовлены в саркастическом тоне в расчете на молодежь, которую согнали в зал без понимания того, что происходит вокруг. Содержание выступлений сводилось к тому, что нужно отказаться от ГСН и все строить по замыслу застройщиков».
Финальной стала встреча министра регионального развития Геннадия Зубко с бизнесом, где опять говорили о государственных строительных нормах и изменениях в градостроении (об этом «День» писал в материале «Голубые линии», смарт-кухни и детские площадки на крыше», 26 марта №53, 2018 г.). Все указывает на то, что новые нормы строительства утвердят так, как выгодно прежде всего застройщикам, а не рядовым гражданам. И придется водить своих детей в школы или детские сады на крыше высоток, гулять между машинами, а не в тени деревьев, дышать ядовитыми газами, так как парковку или какой-то производственный цех могут втулить просто в нашем дворе.
«НОВЫЕ НОРМЫ — ЭТО КАТАСТРОФА»
Остановить этот маховик еще есть шанс. Активисты, отстаивавшие рациональное изменение ГСН, в очередной раз подали заявление в Кабмин и Минрегион с просьбой продолжить общественное обсуждение норм в формате круглых столов и наконец учесть наработку профессиональных специалистов, а не приближенных к застройщикам.
«По логике эти архитекторы, которым Гройсман пообещал ускоренное принятие ГСН, должны были прийти к разработчикам этих норм, в ГП «Украинский государственный научно-исследовательский институт проектирования городов «Діпромісто», встретиться с директором и спросить, как можно приобщиться и подать предложения. Но этого не произошло. Мы видим заговор строительных компаний, которые создали торговые центры «Гулливер», «Парус», это объекты, которые построены вопреки Генплану-2020, потому что в исторической части можно строить не выше 9 этажей. То есть приходят к премьеру эти нарушители законов и договариваются об изменении ГСН. Это такая игра, чтобы не утвердить эти правки и перечеркнуть полугодовую демократическую работу. Если примут такие ГСН, будет катастрофа, даже не будет возможности обжаловать что-то в суде. Вот, например, мы приходим в суд и говорим, что в нашем дворе строится деревообрабатывающий цех, а нам отвечают, что это же заложено в новых ГСН. Секрет и хитрость предложенных правительством изменений в том, что землю берут, например, под школу, в процессе они заменяют проект и строят высотку, но один этаж отводят под детсад или школу, но не соблюдены никакие нормы. Делается все для того, чтобы узаконить все незаконно построенное», — говорит председаетль ОО «Барви життя» Лидия Гончаренко.
По словам Лидии Гончаренко, после утверждения новых норм не будет никаких механизмов защищать города от разрушительной застройки. «Нам говорят о Европе, но там работают целые профильные институты, которые вычисляют все от «А» до «Я» и несут за это ответственность. У нас не несет ответственность никто», — резюмирует активистка.