Приближающийся 2014 год может стать для нашей страны годом больших возможностей. И не только в связи с подписанием Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В следующем году Украина будет председательствовать в европейском Энергетическом сообществе. «Мы хотели бы использовать свое председательство для либерализации рынка газа в центральной и восточной Европе и построения центрально-европейского хаба на основе наших хранилищ, размещенных в Западной Украине», — сказал на прошлой неделе министр топлива и энергетики Эдуард Ставицкий.
На этот раз под его словами можно разглядеть реальную почву. На следующей неделе Украина, Хорватия и Венгрия при участии Еврокомиссии намерены подписать меморандум о создании Адриатического газового коридора. Об этом сообщил в Брюсселе, после заседания Совета ЕС, еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер. В свою очередь Ставицкий поведал, что новый коридор возьмет начало на LNG-терминале, который Хорватия планирует построить на острове Крк в Адриатическом море (проект «Адриа LNG»). Отсюда газ через газотранспортные системы Венгрии будет идти в украинские газовые хранилища. «Я считаю, что это очень серьезный шаг не только в отношении диверсификации маршрутов в Украину, но и для укрепления энергетической безопасности всей Европы», — подчеркнул министр. По его словам, детали нового маршрута уже согласованы, сообщает «УНИАН».
СОБСТВЕННО УКРАИНСКИЙ LNG-ТЕРМИНАЛ
А как быть с собственно украинским терминалом регазификации сжиженного газа (LNG) в порту Южный, о котором еще недавно было так много разговоров (Президент Виктор Янукович говорил, что его строительство начнется в середине 2014 года)?
Похоже, новый проект означает конец этого неудачного детища Владислава Каськива, предположил «День» в разговоре с директором энергетических программ центра НОМОС Михаилом Гончаром. «Да, — сказал он, — тут у нас проблема, связанная с прохождением танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы, подконтрольные Турции. Поэтому изыскиваются другие варианты. В принципе их сегодня для Украины три. Первый можно назвать турецким. Эта страна строит свой LNG-терминал в районе Мраморного моря и приглашает Украину получать газ там, а затем в виде трубопроводного газа транспортировать его в реверсном режиме по существующим магистралям через Болгарию, Румынию и Молдову».
«Второй вариант — это тот, о котором вы спрашиваете, — продолжал эксперт. — Это так называемый проект «LNG-Адриа», позволяющий также подключиться к будущему Трансадриатическому газопроводу в Южной Европе. Его планируют реализовать в 2017—2018 годах. Третий вариант основывается на польском LNG-терминале в Свиноуйсьце на Балтике. Он будет введен в эксплуатацию раньше — в конце будущего года, и газ по польской и украинской газотранспортной системе по реверсу может быть доставлен в Украину. Но физическая его доставка в этом случае не обязательна. Ведь с 2015 года газовая инфраструктура в Европе будет глубоко интегрирована. И если мы получим сжиженный газ в Свиноуйсьце, то совсем не обязательно его физически транспортировать в Украину через всю Польшу. Можно просто провести операцию в режиме виртуального реверса или своповую операцию. Эти варианты можно бы еще назвать опциями, то есть (факультативными) возможностями. Самая невыгодная из них — турецкая, поскольку в этом случае мы, по сути, попадаем в зависимость не только от Турции, но и еще от трех стран. Причем по крайней мере в двух из них, в Болгарии и Молдове, крепко сидит «Газпром».
БОЛЬШАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
«Адриатический вариант достаточно привлекательный, — рассуждает Гончар. — Проблема в том, что это, я бы сказал, многотрудный, сложный проект, который должен бы быть уже в какой-то фазе реализации. Но после его переформатирования и изменений в составе акционеров, а также громкого дела про коррупцию, которое привело к отставке правительства Хорватии, он все еще в начале пути. Нельзя забывать и о России, которая вставляет палки в колеса, ведь этот терминал будет сокращать ее газовый рынок на Балканах. Тем не менее это важный проект, рассматривающийся Евросоюзом как приоритетное направление».
Говоря о том, что 5—6 ноября в Киеве будет подписан меморандум трех стран, эксперт уверен, что этот документ даст старт дальнейшей работе над соответствующим межправительственным соглашением, позволит глубоко изучить этот вопрос, выработать подходы. Каждое из правительств поймет, какой эффект от этого можно получить. На фоне того, что два из будущих участников этого соглашения являются членами ЕС, а Украина готовится подписать Соглашение об ассоциации, Гончар называет этот проект «полностью адекватным» и предсказывает, что «эта идея может вылиться во что-то практическое, то есть быть реализована».
«Но я думаю, — подчеркивает Гончар, — в дальнейшем будет использовано и польское направление. К тому же, скорее всего, польский терминал будет введен в эксплуатацию гораздо раньше (он должен был вступить в действие еще в середине этого года, но начнет работать на полгода позже). И тут нужно напомнить, что Польша и Венгрия были первыми европейскими странами, с территории которых началась реверсная поставка газа в Украину. Дальнейшее развитие событий в этих направлениях является вполне логичным. И это очень актуально еще и в связи с тем, что с 2016 года на европейский рынок придет американский сжиженный газ».
Обычно критически воспринимающий инициативы власти Гончар на этот раз отмечает, что в данном случае «правительство делает что-то потенциально толковое, хотя значение меморандума, который будет подписан в Киеве, я не стал бы преувеличивать. Да, он закладывает какую-то основу — интересы сторон совпадают, и они решили прикинуть, кто и сколько чего хочет. Тем более, что этот проект созвучен с запланированным созданием газового коридора Север — Юг. Он протянется от польского терминала Свиноуйсьце до Хорватского острова Крка». «Но это не будет какой-то новый газопровод, — разъясняет эксперт, — а система интерконектов (размеры и условия взаиморасчетов за трафик между операторами). Их получат газотранспортные системы всех стран от Балтики до Адриатики. И если мы интегрируемся в этот проект, то в нем могут быть задействованы наши подземные хранилища газа, размещающиеся неподалеку».
По мнению Гончара, открываются какие-то перспективы и для нашей идеи с газовым хабом. «Но я к ней отношусь очень осторожно, — говорит он. — Потому что хаб — это не просто место для хранения газа. Чтобы огласить, что у нас есть хаб, нужно провести в стране не только реформу газового сектора. Нужно, чтобы экономику у нас, по сути, определял фондовый рынок, совместимый с европейским. Например, в Австрии, в Баумгартене, расположен центрально-европейский газовый хаб, образовавшийся лет восемь тому назад. Так сами австрийцы считают его недостаточно развитым. Так что и у нас он когда-нибудь, возможно, будет. Говорить о хабе, конечно, можно, но при этом нужно понимать, что предварительно необходимо провести реформу газового сектора».
«В ЕВРОПЕ БУДЕТ НЕСКОЛЬКО ГАЗОВЫХ ЗОН»
По мнению эксперта, не только в Европе, но и во всем мире не очень-то любят конкурентов. «Правда, после 2015 года, когда начнут действовать все энергопакеты, национальных газовых рынков в Европе уже не будет, — отмечает он. — В рамках Евросоюза будет несколько газоторговых зон. И в центре каждой из них будет свой хаб. Пока мы, не являясь членом ЕС, в эту конструкцию не вписываемся. Но не надо забывать, что Украина вступила в европейское Энергетическое сообщество. И с учетом этого некоторые страны Центральной Европы рассматривают нас как важного внешнего участника. И мы географически обязаны играть по их правилам. Речь, в частности, идет о Вышеградской группе (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), которая рассматривает вариант своей газоторговой зоны. Сразу они нам, конечно, не скажут: будьте нашим хабом. Он будет где-то у них. Но в конкуренции, как известно, побеждает не тот, кто стремится сломать правила игры, а тот, кто учитывает интересы партнеров. Так что у нас появляется возможность шаг за шагом использовать свой потенциал... Но пока что нас еще побаиваются: газ, мол, к нам можно закачать, а назад не получить.
Не видит причин резко критиковать идею создания Адриатического газотранспортного коридора и независимый энергоэксперт Александр Нарбут. И все же он отмечает, что «подписать несколько документов — это еще не значит обеспечить устойчивые поставки газа по реверсному направлению». Он напоминает, что «по польскому направлению мы сейчас газ вообще не получаем, поскольку он стал дороже российского, хотя по венгерскому реверс пока не прекращен». «А сжиженный газ (LNG), — уточняет эксперт, — не будет дешевле спотового, только дороже». Тем не менее Нарбут уверен, что Адриатическое направление — «один из самых реальных для Украины вариантов диверсификации поставок газа».
При этом проект постройки LNG-терминала под Одессой, «который господин Каськив обещал запустить в прошлом году», Нарбут называет «мифическим». «Адриатический — более реалистичный проект, там есть финансирование со стороны Евросоюза, и если будет обеспечена устойчивая работа поставщиков газа на нашу территорию, то мы получим один из вариантов наполнения нашего газового баланса», — предсказывает эксперт. В то же время он отмечает, что ближайшей приоритетной задачей Украины является обеспечить устойчивый реверс по словацкому маршруту, по которому можно прокачать в 5 раз больше газа, чем по венгерскому. Он также настаивает, что необходимо заниматься комплексным развитием украинской газотранспортной системы, чтобы названные выше проекты «не выглядели какими-то частичными, паллиативными решениями».