Решение правительства Украины «привязать» рынок газа к цене газа на бирже TTF (Нидерланды) закономерно повлекло за собой значительный резонанс и реакцию общества. Как следствие, интерес вызвал вопрос сравнения механизмов формирования цены на газ и уголь в Украине.
КОММЕНТАРИЙ
Юрий КОРОЛЬЧУК, член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий:
— С одной стороны, можно услышать мысли относительно того, что утверждение в 2020 году правительством газовой формулы «Амстердам плюс» подтверждает правомерность введения в 2016 году угольной формулы «Роттердам плюс». Действительно, если отталкиваться от конкретной цены на энергоресурс (газ или уголь), то обе формулы имеют похожий алгоритм, который приводит к формированию рыночной цены. То есть «Роттердам плюс» и «Амстердам плюс» практически одинаковые «формулы» в условиях рынка.
Однако для начала нужно понять, что формула «Роттердам плюс» в действительности не является формулой. И никогда не была такой. Это методика расчета стоимости угля, которую принимала НКРЭКП. Более того, такое решение НКРЭКП было принято как реакция на решение СНБОУ и президента относительно вопросов энергетической безопасности. Как известно, с 2014 года Украина постепенно нарастила зависимость от импортного угля (5-6 млн т импорта), поскольку поставки из неподконтрольных территорий Донбасса осуществлялись с перерывами, а затем вообще были прекращены. Из 24 млн т угля, который потребляют ТЭС, Украина импортировала 6 млн т — это 25%.
Свое название формула «Роттердам плюс» получила в результате активных действий группы, которую ассоциируют с Игорем Коломойским. К распространению через СМИ названия «Роттердам плюс» причастен нынешний председатель энергетического комитета парламента Андрей Герус. В течение 2017-2019 гг. Герус чуть ли не ежедневно что-то и писал о «Роттердам плюс».
В то же время «Роттердам плюс» на сегодняшний день уже не действует. С началом работы рынка электроэнергии 1 июля 2019 года уголь поставляется для потребителей на условиях конкуренции.
Фактически «Роттердам плюс» не была формулой, а это было вынужденное и квази-рыночное образование на регулируемом рынке угля Украины.
Более того, «Роттердам плюс» касалась исключительно промышленных потребителей и никогда не влияла на тарифы электроэнергии для населения. То есть последнее плановое повышение тарифов на электроэнергию для населения (которое согласовывал еще в 2014 году А. Герус в составе члена НКРЭКП) состоялось в 2017 году. С тех пор тарифы не росли.
Относительно формулы «Амстердам плюс», она прямо регулирует стоимость газа для населения и теплокоммунэнерго. А это — наиболее уязвимые категории потребителей. И это секторы, где субсидии составляют более 55 млрд грн ежегодно.
Формула «Амстердам плюс» — это также не формула. Но официального и регламентированного расчета стоимости цены газа нет. То есть она фактически незаконная. Есть данные и расчеты «Нафтогаза», но они не закреплены решением правительства. И уже в этом «Роттердам плюс» выглядит более законно, чем «Амстердам плюс». Расчеты, которые предоставил «Нафтогаз» вызывают больше вопросов. Главный вопрос: почему ориентиром определен хаб TTF в Нидерландах? В так называемую «формулу» включили все условия и затраты, которые несет конечный потребитель. Но правительство и «Нафтогаз» не защитили интересы потребителей.
Соответственно «Нафтогаз» и правительство утверждают, что Украина выполняет свои обязательства перед МВФ относительно установления свободного рынка газа. И привязка к хабу TTF — фактически один из шагов формирования рынка газа в Украине. «Новая цена рассчитана «Нафтогазом» в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 17 от 24 января 2020 года. Таким образом Украина выполняет обязательство перед МВФ относительно поэтапного перехода к рынку газа со свободным ценообразованием и конкуренцией за бытового потребителя между многими поставщиками газа», — утверждают в «Нафтогазе».
Цена на газ, согласно «Амстерадам плюс», не имеет отношения ни к рынку, ни к ПСО (поставщик со специальными обязанностями). Это просто волюнтаристское решение правительства и «Нафтогаза». Цель такого решения — дать возможность компаниям-трейдерам продавать газ в Украину с большей наценкой.
Проблема «Амстердам плюс» также в том, что для населения и ТКЭ поставляется газ, который добывается в Украине. И баланс потребления газа этими категориями не требовал импорта газа. Хотя добывающая политика «Нафтогаза» в течение последних лет приводит к снижению добычи газа, что закономерно приведет к росту импорта газа для населения и ТКЭ.
Поэтому на сегодняшний момент формула «Роттердам плюс», которая уже не действует, имеет больше обоснованных и законных оснований считаться рыночным механизмом, чем формула «Амстердам плюс». Не удивительно, что так называемое расследование НАБУ и САП относительно формулы «Роттердам плюс» зашло в тупик и скорее всего будет закрыто самими же НАБУ и САП. В противном случае НАБУ и САП обязаны открыть аналогичное дело и против инициаторов (Коболев, Гончарук, Оржель) внедрения формулы «Амстердам плюс» и против предыдущей газовой формулы «Дюссельдорф плюс».