«Северный поток-2» приближается к своему окончательному краху. США существенно расширили санкции против обходных газопроводов Кремля. В первую очередь — на сертификационные и страховые компании, которые решат взять участие в реализации российского проекта, а также компании, которые согласятся помочь проекту оборудованием или технологиями, модернизируя российские трубоукладочные суда. Под угрозой санкций окажутся даже порты, в которых будет базироваться трубоукладочный флот проекта.
В случае краха «Северного потока-2» Россия физически не сможет обойтись без украинской газотранспортной системы. Соответственно, она сможет сохранить свое стратегическое транзитное значение и доходы. Тем более, что за последний год отечественная ГТС продемонстрировала поражающие темпы интеграции в европейскую энергосистему.
Почти год назад в Украине состоялась важная энергетическая реформа согласно европейским стандартам — отечественные ГТС отделили в управление независимому оператору.
Это стало наибольшим эвроинтеграционным шагом Украины в истории отрасли, своеобразным «энергетическим безвизом», считает генеральный директор Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) Сергей Макогон.
«Считаю, что анбандлинг был наибольшим эвроинтеграционным шагом Украины в истории отрасли. Это стало своего рода «энергетическим безвизом». Мы предоставили всем трейдерам возможность свободно покупать и продавать газ на европейском рынке. Это — образец успешности реформы согласно оценке Европейского энергетического содружества. Последний мониторинг показал, что наш рынок газа уже на 84% отвечает всем требованиям Энергетического содружества», — отметил он в прямом эфире экспертной онлайн-дискуссии ENERGY INSIDE на тему «Украинская ГТС: курс на Европу».
Кроме того, именно анбандлинг стал главной предпосылкой для подписания нового транзитного контракта с Газпромом на рыночных, европейских, условиях, напомнил генеральный директор ОГТСУ.
«Оператор ГТС состоялся. Транзит идет. И мы ежечасно зарабатываем для страны около 6,8 млн грн дохода. Также только в этом году мы планируем оплатить около 13 млрд грн налогов», — заметил Сергей Макогон.
Кроме того, функционирование независимого Оператора ГТС Украины повысило уровень доверия инвесторов на рынке газа и позволило привлечь в него большее количество субъектов. А это повысило уровень конкуренции на украинском рынке газа, считает член Национальной комиссии, которая осуществляет государственную регуляцию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП) Оксана Кривенко.
По ее словам, анбандлинг — отделение ГТС в управление независимому оператору — прошел успешно.
«У нас есть независимый оператор украинской ГТС, есть действующий транзитный контракт. НКРЕКП, как регулятор, осуществил все необходимые меры для завершения анбандлинга, в частности сертификацию новосозданного Оператора ГТС Украины. Также мы выдали новую лицензию на транспортировку природного газа и установили новые тарифы на транспортировку по принципу стимулирующей регуляции и в полном соответствии с европейскими тарифным регламентом», — напомнила Оксана Кривенко.
Самой успешной реформой в энергетическом секторе Украины анбандлинг считают и в Министерстве энергетики.
«Анбандлинг состоялся. И Секретариат Энергетического содружества это подтвердил. На сегодня все работает достаточно корректно. По моему мнению, на сегодня это — самая успешная реформа в энергетическом секторе Украины», — сказал в эфире ENERGY INSIDE заместитель министра энергетики Украины Максим Немчинов.
Благодаря реформе отечественная ГТС в настоящее время имеет перспективы на европейском рынке, убеждены специалисты.
В частности в этом году Оператор ГТС предложил западным партнерам услугу «короткого транзита». Таким образом, Украина стала своеобразным логистическим мостиком на восточноевропейском газовом рынке.
Благодаря успешным реформам западных партнеров всерьез заинтересовали и объемы украинских подземных хранилищ газа.
В этом сезоне топливо в отечественные газохранилища закачали почти 90 компаний из свыше 20 стран. Состоянием на начало ноября иностранные трейдеры хранили в режиме «Таможенный склад» 10 млрд кубометров газа. Это в 4 раза больше показателя аналогичного периода в прошлом году.
Заместитель министра энергетики Украины среди последующих перспектив отечественной ГТС акцентировал также на важности развития водородной отрасли, а также возможности транзита среднеазиатского газа.
Правда, для транзита газа из Средней Азии доступ к своей ГТС сначала должна дать Россия. Но сейчас она монополизирована Газпромом. Решить проблему удастся только после имплементации Россией Третьего Энергетического пакета и предоставления доступа альтернативным поставщикам к ее ГТС.
«Возможно, через 5-7 лет при общей твердой позиции Украины, ЕС это и случится», — прибавил Максим Немчинов.