Российскому нефтегазовому монополисту придется понизить ценовую планку на газ для Франции. Это результат завершения переговоров о пересмотре контрактов французской GDF Suez с ОАО «Газпром» и Statoil ASA. О том, что достигнута финальная договоренность в этом вопросе, сообщил вице-президент французской компании Жан-Франсуа Сирелли, на которого ссылается Bloomberg. По его словам, GDF Suez получила «очень благоприятный исход» по принципиальному соглашению с «Газпромом».
Надо сказать, что это несомненно еще одна победа европейских компаний в борьбе за справедливую цену на газ в долгосрочной перспективе. Но это еще не конец. В ближайшее время ожидается завершение переговоров «Газпрома» с другими европейскими потребителями: итальянской Eni и Econgas. В Белокаменной переговоры о корректировке цен поясняют истечением срока действия прежних ценовых договоренностей и обещали снижение цены не более чем на 7—10%.
Для Украины и ее граждан успехи европейцев в переговорах с «Газпромом» важны. Ведь это при хорошем раскладе и правильных аргументах украинских переговорщиков может превратиться в запасной козырь для пересмотра газовых контрактов. Сработает ли французский маневр на газовое благо Украины? Об этом «День» спросил директора энергетических программ центра «Номос» Михаила ГОНЧАРА:
— Исход французско-российских переговоров указывает на то, что негибкая ценовая политика «Газпрома» приводит к потере ним части европейского рынка. Несмотря на это «Газпром» упрямо продолжал свою традиционную ценовую стратегию максимализации прибыли с любого рынка, в том числе и европейского. Именно непонимание того, что рынок газа в Европе не тот, что был 2 года назад, а рыночные условия меняются часто, в конце концов и привела «Газпром» к капитуляции перед традиционными европейскими партнерами.
Сможет ли Украина использовать французский маневр в свою пользу? Да, сможет, несомненно. Но вопрос в другом: получим ли мы позитивный ожидаемый эффект? А тут — два варианта.
Вариант первый касается поведения «Газпрома» со своими традиционными потребителями (Германией, Францией, Италией). Он постоянно действует с ними осторожно, потому что у них есть диверсифицированная система поставок газа. Поэтому в «Газпроме» хорошо понимают: несговорчивость может спровоцировать увеличение закупок газа у других покупателей, что и происходило в Европе в прошлые года.
Вариант второй — страны, где «Газпром» занимает монопольную позицию в поставках газа. К ним относиться и Украина. Так вот, в этом случае идет игноративная позиция — и никаких уступок, независимо от того, какие бы аргументы не выдвигались с украинской стороны. Это пора давно понять нашей власти. Поэтому говорить один на один с Россией в газовом вопросе бесполезно, нужен третий союзник — ЕС. Или же значительные объемы альтернативных источников энергии. И здесь важен фактор реверсных поставок, который беспокоит «Газпром», но не сильно. Ведь сейчас ему удалось поставить на этом пути «пробку» в виде позиции словацкой стороны. Но эта преграда временная, потому что Словакия — член ЕС, а не агент «Газпрома». И сейчас видна эволюция этой страны в плане того, что нужно дать зеленый свет реверсным поставкам газа. Как использовать это с пользой себе? Просто. Еврокомиссия сможет помочь Украине и дать поддержку, если украинская власть займет четкую позицию и будет реформировать энергетический сектор на основе европейских директив (так называемый второй и третий энергопакет). Это и будет сигнал о том, что мы реально играем по европейским правилам, а не имитируем прогресс. После этого Киев может просить Еврокомиссию содействовать в разрешении ситуации с ценой поставляемого Россией в Украину газа. Без поддержки ЕС мы лишь объект игры «Газпрома» и рынок для сбыта, на котором нет места другим газовым игрокам. Украине надо начать проводить прозрачную энергетическую политику, и тогда можно обращаться за помощью к ЕС. И только тогда, опираясь на аналогичные победы европейских компаний в споре с «Газпромом», идти в арбитражные суды и добиваться пересмотра контракта от 2009 года. В противном случае успеха не будет. Для разговора с сильным соперником нужно иметь соответствующую силу противодействия.