Украинско-российская «сырная» война, по всей вероятности, будет периодической. В свою очередь, и наши чиновники становятся «в позу», запрещая ввоз популярных среди потребителей белорусских молочных продуктов. Когда не только металлургия или химическая продукция, но и продукты питания становятся почти исключительно экспортным продуктом, хочется спросить: а как и за счет чего мы живем? Нормальная ли это ситуация, когда экспорт отечественных сырных продуктов в Россию составляет свыше 85% общего объема?
Сегодня мы хотим рассмотреть другой аспект этой проблемы. Под шумок «сырной» войны в Украине в полтора-два раза снизили закупочные цены на сырое молоко. Под угрозой банкротства оказалась и небольшая часть сельскохозяйственных предприятий, которые, невзирая на крайне неблагоприятные экономические условия, производят молоко. Сократилось поступление средств в семейные бюджеты крестьянских хозяйств, которые остаются основными производителями молока в стране. Проблема получила такой размах, что стала предметом обсуждения на заседании Кабмина.
Возникает вопрос: если со времени первой подобной войны прошло уже более шести лет, почему ничего не делается для того, чтобы найти других, более надежных торговых партнеров и значительно сузить отношения с ненадежным? Другие страны выискивают самые разнообразные способы диверсификации своих рисков и снижения уровня зависимости от ключевых торговых партнеров, а наша телега движется в одном и том же направлении. Неужели мы обречены торговать сырами лишь с Россией, Казахстаном и Молдовой? Может быть, пора изменить векторы не только во внешней политике, но и во внешней торговле? Но для этого следует кардинально изменить экономические и правовые отношения, при которых производятся продовольственные товары, в частности молокопродукты. В конечном итоге, не может ли быть конкурентом экспорта отечественный потребитель? Ведь уровень потребления молочных продуктов в последние годы существенно сократился. Для многих семей молочные продукты стали недоступными.
НАШИ ШАНСЫ НА РЫНКЕ ЗАПАДНОГО СОСЕДА
Ближайшим нашим западным соседом является Польша. Еще до недавнего времени эта страна была такая, «как мы». Мы попытались оценить шансы отечественных производителей продовольственных товаров на польском рынке. Для этого провели сравнение цен на продовольственные товары у нас и у них.
Нужно отметить, что польская статистика цен, как и вся система общественного информирования, значительно шире, более оперативная и более достоверная, а также более доступная по сравнению с украинской. Каждый желающий может без особого труда найти информацию о ценах на отдельные виды продовольственных товаров в разных городах страны. Она обновляется еженедельно. Открыв страницу портала DlaHandlu.pl, покупатель имеет возможность узнать, что, например, цена десятка яиц в марте 2012 года колебалась от 3,39 злотых в магазинах торговой сети E.Leclerc в Люблине до 6,89 злотых в магазинах Zabka в Познани, а цена одного килограмма свинины — от 11,99 злотых в магазинах торговой сети E.Leclerc в Гдыне до 22,99 злотых в магазинах торговой сети Lewiatan в Бидгоще. На этом же портале также доступна информация о том, что самая дешевая потребительская корзина из 50 товаров — в сети магазинов «Ашан» в Кракове — 226,18 злотых, а самая дорогая — в сети E.Leclerc в Варшаве — 266,72 злотых. Такая информация не только расширяет возможности рационального потребительского выбора, но и становится важным материалом для научных исследований в сфере ценообразования, инфляции и т. п.
Имеет ли такие возможности для формирования своего потребительского выбора отечественный покупатель? К сожалению, нет. Еще несколько лет назад отечественная статистика ежемесячно рассчитывала стоимость так называемой корзины из 22 важнейших продуктов питания, но впоследствии этот проект был прекращен. К чему раздражать народ, который «не видит наших успехов»? Ярким свидетельством недостоверности отечественной статистики являются данные, обнародованные на официальном сайте отечественного аграрного министерства, согласно которым закупочная цена молока по состоянию на март месяц составляла в среднем 3597 гривен за тонну, при этом в сравнении с прошлым месяцем она снизилась лишь на три процента. К сведению, в тот же период во Львовской области переработчики платили крестьянам едва по две гривны за литр молока, а сельскохозяйственным предприятиям — по 2,80 гривны.
Ценовой мониторинг в Польше проводится как отслеживание динамики потребительской корзины. Он является общим проектом порталов DlaHandlu.pl и PortalSpozywczy.pl, освещающих мониторинг розничных цен 50 самых распространенных потребительских товаров в самых крупных польских городах в нескольких категориях магазинов (деликатесы, дисконты, супермаркеты, гипермаркеты, местные магазины — в целом свыше 20 разных торговых сетей).
О КОНКУРЕНЦИИ И ЦЕНЕ
Сравнение цен на потребительские товары в польских и отечественных торговых предприятиях мы провели по гипермаркетам «Ашан» во Львове и Кракове (в Кракове он называется Auchan). Выбор одной торговой сети, а также места размещения гипермаркетов обеспечивает достоверность результатов сравнения цен. Важно также то, что Львов и Краков — близкие по численности жителей и потребительским запросам города. Ценовую информацию относительно краковского «Ашана» мы получили из портала DlaHandlu.pl, а относительно львовского — провели личное исследование цен. Поскольку ассортимент обоих гипермаркетов во многом отличается, для сравнения некоторым польским товарам подобрано отечественные аналоги. Пересчет цен в злотых в гривневый эквивалент проведен по курсу НБУ гривна — злотый на начало марта — 2,52. В тот же день курс покупки злотого составлял — 2,62, продажи — 2,47. Чтобы читатель мог при необходимости глубже размышлять, в таблицах приведены оригинальные названия польских и отечественных товаров.
Как видим, молокопродукты в Польше значительно дешевле, чем в Украине. При этом в меру углубления переработки и цен сама разница в цене еще более ощутима. Если питьевое молоко во Львове дороже на 28%, чем в Кракове, то сыр зернистый — в 2,8 раза, йогурт — в 1,8 раза, сыр твердый — в 1,9 раза. Общая стоимость выделенной группы продовольственных товаров во Львове выше, чем в Кракове, в 1,7 раза. Поэтому чтобы отечественный товаропроизводитель был конкурентоспособным на польском рынке молокопродуктов, ему придется в корне изменить не только производственный процесс, но и ценовую политику.
Из исследованных продовольственных товаров цены лишь на хлебопродукты во Львове ниже, чем в Кракове. Относительно цен на другие виды товаров, то читатели сами могут сделать выводы. Наверное, всем бросится в глаза очень большая разница в ценах на сливочное масло.
По данным министерства сельского хозяйства Польши, закупочные цены на молоко в среднем по стране в январе 2012 года составляли 127 злотых за центнер (320 гривен). В Малопольском воеводстве, центром которого является Краков, они были несколько ниже и составляли 114,50 злотых (288 гривен). Таким образом, польские молокоперерабатывающие предприятия платили сельским товаропроизводителям за молочное сырье более высокие цены, чем отечественные. Однако изготовленные ими сыры, масло, сметана оказались в 1,7 раза дешевле. Это не парадокс, а лишь доказательство того, что они работают значительно эффективнее, ведь себестоимость переработки у них значительно ниже. Польские переработчики молока довольствуются меньшей долей конечной цены продукции в сравнении с украинскими. Мы убеждены: не в государственном контроле над ценами решение вопроса, а в конкуренции и открытом рынке.
ВРЕМЯ «ЛОДОЧНОГО» БИЗНЕСА НЕ ПРОШЛО
Цены на приправы, бакалею, напитки, мясо, колбасные изделия, рыбу в краковском и львовском гипермаркетах «Ашан» тоже существенно отличаются. Лишь макаронные изделия, сахар, приправы в Украине дешевле, чем в Польше. В то же время цены на минеральные воды, фруктовые соки — значительно выше. А вот мясные продукты (кроме печально известных сосисок), а также селедка в Польше дешевле вдвое. Сравнение цен на овощи и фрукты тоже не в нашу пользу. Лишь картофель в Украине дешевле. Поражает разница в ценах на яблоки (в 2,4 раза) и апельсины (в 2,2 раза).
Польская потребительская корзина включает не только продовольственные товары, но и отдельные виды непродовольственных товаров — домашней химии и косметики. Общая стоимость «корзины» с 50 продовольственных и непродовольственных товаров состоянием на 8 марта в краковском «Ашане» составляет 570 грн, а во Львовском — 828 грн, то есть на 45% больше. При этом следует учитывать, что средняя заработная плата в Украине в январе 2012 года составляла 2722 гривен, а в Польше — 3666 злотых (9238 гривен), то есть для приобретения набора из 50 включенных в потребительскую корзину продовольственных и непродовольственных товаров нашему среднестатистическому соотечественнику нужно потратить почти треть своего месячного заработка, а жителю Польши — одну шестнадцатую.
Вот где плата за нерешительность в реформах, несовершенное государственное управление и политическое междоусобие, за колебание в вопросах хозяйственной интеграции. Наверное, этим мы также «платим» за беспринципность на выборах, снисходительность к «своим» политикам. Но больше всего мы страдаем за якобы рыночную экономику, которая в действительности не имеет основных принципов свободного рынка — конкуренции, равноправия всех субъектов, экономической свободы и верховенства права.
Сравнение цен на продукты питания в польских и украинских торговых предприятиях исполняет роль своеобразного зеркала — оно показывает те сферы агропромышленного комплекса, в которых у нас больше всего проблем. Поражающие отличия в ценах на молочные и мясные продукты, а также на яблоки свидетельствуют об очень неэффективном развитии соответствующих отраслей отечественного АПК. По нашему убеждению, сырная война является результатом нашей слабости в отрасли молочного скотоводства, значительной скрытой монополизации переработки молока. Мясных или яблочных войн пока еще нет лишь потому, что объемы экспорта этой продукции чрезвычайно низкие. Существенные же отличия в ценах на импортные фрукты свидетельствуют о наличии значительных барьеров при пересечении этих продуктов отечественных границ, о распространении коррупции, а также о проблемах в сфере этики отечественного бизнеса — преобладающее большинство бизнесменов, в отличие от зарубежных, не соглашаются на низкий уровень нормы прибыли.
Тот примитивный, но динамичный «челночный» бизнес, словно самое мудрое министерство экономики, сразу реагирует на такие ценовые диспропорции. Во многих пограничных городах и даже в столице вы увидите торговцев польскими продуктами. Еще недавно казалось, что времена, когда «муравьи бизнеса» на своих спинах переносили через границу тонны кетчупов, макарон и колбас, минули безвозвратно. Но нерационально построенная экономика, зарегулированная аграрная сфера Украины, невзирая на большие урожаи, дает и будет давать очередные сбои. Уже пора осознать, что успех аграрной сферы определяется не тоннами зерна, молока или картошки. Он определяется потребительской корзиной граждан, ее содержимым и безопасностью.