Треть украинцев регулярно отдыхает за рубежом, остальные — выбирают внутренний туризм.
Украина имеет огромный туристический потенциал, и чтобы его реализовать, необходима соответствующая инфраструктура. Одним из ключевых элементов такой инфраструктуры является наличие гостиниц разных категорий, которые отвечают запросам туристов, посещающих тот или иной регион.
В Одесской области хорошо развита туристическая сфера. Здесь есть большой мегаполис на побережье Черного моря и есть курортные зоны — такие как Затока. Если в приморской зоне гостиницы загружены на 80—90% только в пляжный сезон — с мая по сентябрь, а в другое время пустуют и готовятся к следующему сезону, то в центре Одессы гостиницы имеют спрос и в межсезонье. Это в основном корпоративные клиенты, так как Одесса является еще и одним из деловых центров Украины. Таким образом, среднегодовая загрузка, а соответственно — и рентабельность бизнеса в центре мегаполиса выше, чем на побережье.
Как отмечает руководитель департамента финансового консалтинга компании Pro Capital Investment Юлия Назаренко, скорее всего, окупаются вложения в хостелы. Расходы на покупку помещения, ремонт, оборудование мебелью и всем необходимым для пребывания клиентов вернутся в виде прибыли в течение 5—7 лет. Инвестиции в более дорогой хостел европейского типа будут оккупаться до 10 лет. В Одесской области в прошлом году открылись два таких хостела под торговой маркой Friday — один в Одессе, второй — в Коблево. Их среднегодовая загруженность около 70%, летом цены на проживание вдвое выше, чем зимой. Хороших финансовых показателей удается достигать благодаря ориентации на целевую аудиторию потребителей — бюджетных туристов, организованные группы спортсменов, школьников и тому подобное.
Гостиницы высшего класса имеют в Одессе большие периоды окупаемости. Трех-четырехзвездочные — 10-12 лет, пятизвездочные еще дольше, но точный срок назвать трудно. Дело в том, что каждый инвестор, который строит роскошные гостиницы, понимает это понятие по-своему. Так, в Одессе среди восьми пятизвездочных гостиниц встречаются такие, где качество и стоимость мебели и ремонта различаются в несколько раз.
Что касается Затоки, то создать там курорт мирового уровня сегодня практически нереально. Невозможно построить хорошие курортные гостиницы, которые бы привлекали иностранных туристов, без предварительного зонирования территории. При хаотической застройке, которая имеет место в Затоке, сделать это очень трудно, разве что предварительно снести все дочиста.
Более перспективными с этой точки зрения являются малоосвоенные курортные зоны — такие как Лебедевка, Приморское, Шабские лиманы. Но освоения их требует огромных вложений, и не только в гостиницы, но прежде всего — в транспорт. Ведь у нас летом намного проще добраться до Турции или Египта, чем в Одессу, не говоря уже о более отдаленных приморских районах.
Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, туристическая сфера Украины все же развивается. Все более популярным становится внутренний туризм. Иностранцы также активно интересуются нашей страной. Этому способствовали такие большие международные мероприятия, как Евро-2012, финал Евровидения, финальный матч Лиги чемпионов, а недавний американский сериал «Чернобыль» вызвал настоящий туристический бум в Зоне отчуждения. Поэтому вложения в строительство в Украине гостиниц, особенно мини— и хостелов, постепенно становятся все более привлекательными, резюмирует Назаренко.