Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Где взять деньги на стартап?

Преимущества и вызовы ключевых платформ общественного финансирования, которые работают в Украине
2 декабря, 2016 - 11:08

Ежедневно на международных краудфандинговых платформах можно найти с десяток украинских проектов — умные устройства, одежду и аксессуары и тому подобное. В Украине самыми успешными технологическими проектами сегодня остаются: мастерская цифрового производства в Киеве, детский клуб робототехники в Ивано-Франковске и участие в международных соревнованиях по энергоэффективности для харьковских инженеров. Но превратятся ли эти одиночные случаи в традицию поддержки инновационных проектов?

Краудфандингом (в переводе с английского Crowdfunding — «Общественное финансирование») называют механизм привлечения средств от многих физических лиц, стремящихся поддержать проект. Финансирование по такой схеме выполняет разные функции — от благотворительности до поддержки малого бизнеса и создания инновационных продуктов.

В целом можно насчитать десятки таких платформ, и самыми мощными и известными из них являются Kickstarter и Indiegogo. Первая работает с 15-ю категориями креативных проектов, вторая имеет более широкую тематику и позиционирует себя как полноценную экосистему, которая помогает и собрать деньги на проект, и продать готовый продукт.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА

Как свидетельствует официальная статистика Kickstarter, с помощью платформы удалось успешно профинансировать почти 115 тысяч проектов на общую сумму 2,7 миллиарда долларов. Рекордсменом платформы остаются умные часы Pebble Time, которые вместо заявленных 500 тысяч собрали более 20 миллионов долларов. Немного меньше удалось собрать авторам идеи портативного холодильника Coolest Cooler (13 миллионов) и Travel Jacket со встроенными функциями (9 миллионов).

Если посмотреть на неофициальный отчет Indiegogo за 2016 год, самыми успешными проектами платформы стали кресло-мешок KAISR (4 миллиона долларов), умный дрон ONAGOfly (3 миллиона) и беспроводные наушники Phazon (2 миллиона).

Достаточно большими суммами, собранными на этих сайтах, могут похвастаться и украинские стартапы. Скажем, вспышка для смартфонов и цифровых камер iBlazr собрала на Kickstarter 253 тысячи долларов, а умный чехол Lunecase — 155 тысяч.

На Indiegogo энергосберегающее устройство Ecoisme, о котором «День» писал раньше, собрал 67 тысяч долларов, универсальный цифровой ключ Safeband — 40 тысяч.

Некоторые украинские проекты испытывали свои силы на обеих платформах. Например, устройство для умного дома Branto собрало 122 тысячи долларов на Kickstarter и 110 тысяч на Indiegogo. Однако первая кампания формально не стала успешной, ведь Kickstarter работает по системе, когда либо достигаешь финансовой цели, либо не получаешь ничего.

Дизайнер продукта Branto Елена Федорова рассказывает, что обе платформы сегодня весьма прихотливы к технологическим предметам — чтобы запустить подобную кампанию, нужно иметь рабочий прототип. Kickstarter имеет в разы большую аудиторию, там традиционно больше любителей разных гаджетов. А вот Ingiegogo считается более рискованной для этой сферы, потому что аудитория этой платформы отдает преимущество социальным и культурным проектам.

«Выводы из обеих кампаний просты, — продолжает Елена. — Для нас очень важными стали публикации в международных изданиях — CNET, Techcrunch и тому подобное. Расходы на рекламу составляют от 5 до 30% от собранной суммы. Поэтому нужно сразу заложить эти деньги в бюджет».

Однако, если на Indiegogo добавить проект могут совершеннолетние жители любой страны, добавить компанию на Kickstarter могут только граждане определенных стран, в перечень которых Украина не входит. В таком случае украинские стартапы регистрируют проекты в Польше или странах Прибалтики. 

Как добавляет Елена Федорова, команда Branto пока не рассматривала украинские платформы общественного финансирования как потенциальный инструмент для своего продукта. «Я сомневаюсь, что на наших платформах можно собрать бюджет в технологическом сегменте. К тому же у нас до сих пор нет культуры краудфандинга, и платежеспособность населения падает до минимума».

КРАУДФАНДИНГ ПО-УКРАИНСКИ

В октябре 2012 года в Украине на базе платформы «Большая Идея» состоялся официальный старт онлайн-инструмента финансирования проектов «Спільнокошт». В целом на время написания статьи на «Спільнокошті» было успешно профинансировано 147 проектов на общую сумму почти 9,5 миллиона гривен. Наиболее масштабными из них традиционно остаются медийные и образовательные проекты. Так, Общественное телевидение собрало более миллиона гривен, платформа массовых бесплатных онлайн-курсов Prometheus — полмиллиона. Но, несмотря на ряд громких проектов, искусство собирать средства с помощью краудфандинга не является таким простым.

Весной 2016 года украинский проект по проверке фактов VoxCheck собрал на «Спільнокошті» 372 тысячи гривен. Лидер проекта Елена Шкарпова считает, что краудфандинг — это очень мощный инструмент в Украине, который и сегодня может быть серьезным финансовым ресурсом для организаций. 

Наряду с финансированием от иностранных доноров эти деньги не являются основной частью финансовой поддержки VoxCheck. Но они важны с точки зрения мотивации, говорит Елена, так как своей работой команда отвечает именно перед теми благотворителями, которые профинансировали проект с помощью краудфандинга.

Чтобы запустить успешную кампанию общественного финансирования, считает Елена Шкарпова, необходимы известное имя, идеальная репутация и качественный продукт. Определенное время команда должна быть готова работать бесплатно, чтобы показать свои возможности и свою надежность.

Подводные камни, о которых в VoxCheck не задумывались во время кампании, — это комиссия платформы, которая составляет 10%. С другой стороны, преимущество заключается в том, что донором фактически выступает «Спільнокошт», а не политик или олигарх, который воспользовался этим инструментом.

Другая проблема — маркетинговое усиление кампании. Лидер проекта VoxCheck советует продумать несколько планов действий, продолжать делать хороший продукт и благодарить всех благотворителей.

В 2016 году в Украине была запущена платформа общественного финансирования образовательных проектов GoFundEd. Сайт специализируется на поддержке проектов, которые улучшают школьное образование. Наиболее выразительными проектами этой платформы сегодня являются School Angels (инициатива, которая поможет ученикам общеобразовательных школ учиться у лучших профессионалов Украины) и Ukraine Global Scholars (благотворительный фонд, который помогает талантливым украинским школьникам поступить в лучшие мировые школы и колледжи).

Наталья ПОНЕДИЛОК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ