Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гильотина с тормозами

Быстрой отмене 53% регуляторных актов противостоят чиновники. Почему?
17 октября, 2005 - 19:45
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Одной из самых «зарегулированных» стран мира называет Украину директор отдела правовой и регуляторной реформы USAID/BIZPRO Андрей Астрахань. Если, к примеру, в Венгрии фильтрации подвергались несколько сотен нормативных актов, то в Украине речь идет о десятках тысяч документов!

Стратегия быстрого дерегулирования, именуемая «гильотиной», успешно зарекомендовала себя во многих странах как средство борьбы с коррупцией и преградами на пути развития бизнеса. Теперь пришло время и в Украине критически оценить весь обширный массив действующих регуляторных актов и безжалостно пустить его «под нож». Однако кажущаяся простота этого процесса весьма обманчива, поскольку украинская бюрократическая машина так просто свoих позиций не сдает.

Проект «украинской гильотины» — это совместное детище USAID (Агентство США по международному развитию)/BIZPRO, Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Совета предпринимателей при Кабинете Министров. В этом году его реализация началась в шести областях Украины, но очень скоро организаторам стало ясно, что без выведения этой работы на общенациональный уровень не обойтись. Старт ускоренному пересмотру регуляторных актов центральных и региональных органов власти был дан 1 июня, когда Президент Виктор Ющенко подписал соответствующий указ. Украина и здесь решила удивить мир, установив на эту работу предельно жесткие сроки — всего лишь три месяца (по словам Астраханя, таких сроков не было нигде). В соответствии с указом во всех органах исполнительной власти созданы комиссии, в которых на паритетных условиях работают как регуляторные органы и хозяйствующие субъекты, так и бизнесовая и научная общественность. Работая в ускоренном режиме, они должны определиться по каждому документу: соответствует ли он принципам регуляторной политики, насколько эффективен с точки зрения влияния на бизнес и можно ли без него вообще обойтись.

В результате фильтрации около 10 тысяч регуляторных актов, изданных центральными и региональными органами власти, были составлены три списка: документы, отвечающие основным принципам регуляторной политики; документы, подлежащие отмене; и документы, в которые требуется вносить изменения. Параллельно были проанализированы пять тыс. документов на уровне органов местного самоуправления. Результаты первой фазы «операции «Гильотина», как сообщил Астрахань, таковы: отмене подлежат 34% регуляторных актов органов местного самоуправления и 55,5% актов центральных и региональных органов власти. Как уточнил директор Департамента регуляторной политики Госкомпредпринимательства Олег Мирошниченко, в эти 55,5% входят 66 указов Президента, свыше 200 регуляторных актов Кабмина, около 600 — центральных органов исполнительной власти и 4,5 тысячи — региональных документов. В целом по стране отмене подлежат 53% регуляторных документов.

Но на этом «быстрое дерегулирование» не заканчивается: в начале сентября Кабмин своим распоряжением санкционировал продолжение этой работы. На второй фазе те же рабочие группы должны провести ускоренный анализ всей нормативной базы «по экономическим секторам и сферам». Одновременно будут проанализированы порядка 1,5 тысячи законов, относящихся к регуляторным. Так что работы еще — непочатый край, но главное, по словам Астраханя, — ее начать.

Естественно, трудно было рассчитывать на то, что воплощение в жизнь принципа гильотины пройдет гладко, учитывая явное или скрытое сопротивление чиновников на всех уровнях. В одних случаях они включались в работу с большим опозданием (среди «опоздавших» Астрахань называет Министерства: финансов, охраны здоровья, туризма и культуры), в других — брали бразды правления в свои руки, игнорируя мнение представителей бизнеса и экспертов. Показателен стиль работы «гильотинной» группы при Минпромполитики. Ее участница, советник по правовым вопросам USAID/BIZPRO Елена Бродовская, рассказала, что первое и последнее заседание этой группы состоялось в середине июля, и большинство ее членов получили списки документов уже на самом заседании. Это исключало конструктивную работу, на что, видимо, и рассчитывали чиновники. Впрочем, даже единичные предложения, которые были внесены, не были зафиксированы документально. Зато когда в октябре члены этой рабочей группы собрались для участия в общественных слушаниях, им были предложены окончательные списки, претерпевшие удивительную трансформацию. Если в июльском списке подлежали отмене 77 регуляторных актов против 16 сохраненных, то в октябрьском эта пропорция уже выглядела как 69 против 42! Причем никто из чиновников Минпромполитики не удосужился объяснить, почему произошли такие изменения и куда делись предложения других членов группы. При таком подходе к дерегулированию трудно надеяться на объективный и всесторонний пересмотр регуляторной базы, а следовательно, и на полноценный успех всей акции.

Петр ИЖИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ