Я твердо убежден, что сейчас среди большого количества законодательных «антикризисных» инициатив есть одна, которая должна быть рассмотрена в ближайшее время, — это создание нового единого органа, который будет расследовать финансовые и экономические преступления — Службы финансовых расследований. И медлить власти с этим вопросом нельзя.
Не устаю публично и последовательно уже почти 5 лет предлагать Концепцию Ассоциации налогоплательщиков Украины относительно объединения в Службу финансовых расследований экономических подразделений налоговой милиции в составе ГФС Украины, Департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП) в структуре МВД Украины и Департамента контрразведывательной защиты экономики государства (ДКЗЭГ) в структуре СБУ. У них возникают проблемы разграничения компетенции, происходит дублирование полномочий, отсутствует персональная ответственность за «теневую» экономику, за злоупотребления и нанесение ущерба, а также имеет место отсутствие координации взаимодействия органов финансового контроля.
По моему глубокому убеждению, используя возможности финансового мониторинга Службы финансовых расследований, переход от карательных функций к функциям аналитики и расследования с четким определением основных задач и компетенции созданного органа, власть будет способна вернуть доверие общества к государственным органам, например, налоговой милиции, недовольство работой которой демонстрирует вся бизнес-среда.
Безусловно, задачей нового единого органа, который будет расследовать финансовые и экономические преступления, должно быть обеспечение финансовой безопасности государства. Это защита государственных финансов как при наполнении бюджета, так и при распределении бюджетных средств, тщательная и кропотливая работа с системными правонарушениями, такими, как хищение бюджетных средств, уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах, работа по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, выявлению и розыску активов, полученных от подследственных экономических преступлений. Это наконец позволит ликвидировать коррупцию во многих сферах, что является очень актуальным вопросом сегодня.
Пандемия коронавируса — это очень серьезный вызов всего мира. Ни для кого не секрет, что в Государственном бюджете Украины на 2020 год нет финансовых ресурсов для предотвращения распространения коронавирусной болезни и преодоления его последствий. К тому же всем нам уже ощутимо, как в связи с карантином истощаются финансовые ресурсы государства, снижается уровень жизни населения и в то же времяеще больше возрастает уровень «тенизации» и криминализации экономики.
Международный опыт свидетельствует о том, что уменьшение количества государственных органов финансового контроля и финансовых расследований только повышает эффективность их деятельности.
Хочу подчеркнуть, власти нужно безотлагательно осуществить все для того, чтобы «эпидемия» давления на бизнес наконец закончилась. Бизнес должен быть защищен от необоснованного вмешательства в его хозяйственную деятельность и уголовного преследования.
В Украине в связи с карантином временно приостановили свою деятельность 29% компаний, 6% уже полностью закрыли свой бизнес, часть сфер бизнеса осталась совсем без доходов, треть владельцев бизнеса (преимущественно микро-), заявляют о падении доходов на 90-100% с начала карантина и уже уволили до 50% штата сотрудников и т.д., как сообщает Opendatabot. Это, простите, мы провели только три недели на карантине, и неизвестно еще, сколько придется провести времени. Поэтому, убежден, что государство более ощутимо и решительно должно сейчас влиять на финансовые процессы, создавая условия для развития экономики и бизнеса, жестко контролировать и неотвратимо «наказывать» участников преступных финансовых схем и тому подобное.
Для меня и, уверен, для многих украинский совершенно непонятна ситуация с «попыткой» власти создать новый единый орган, который будет расследовать финансовые и экономические преступления — Службу финансовых расследований. Так, осенью 2019 группа народных депутатов, представителей аналитических центров и украинского бизнес-сообщества, юристов, экономистов, финансистов, 2,5 месяца активно работали в рабочих группах и для окончательного принятия Закона о создании СФР оставалось совсем немного — проголосовать в парламенте, а Президенту подписать Закон и ввести его в действие и начать процесс. Вместо этого труд, время, энергия огромного количества людей, кто работал над законопроектом и верил, что мы действительно движемся по пути создания современного правового государства, 17-стриничным текстом замечаний от главного юридического управления ВРУ отправили в «мусорную» корзину ...
Обращаю внимание правительства и народных избранников на недопустимость ни в коем случае сокращения расходов, заложенных на создание Службы финансовых расследований в сумме 1300000000 грн, ища источники формирования Резервного фонда. Обещания и попытки как предыдущей, так и нынешней власти создать единый орган так и не оправдались.
Уверен полностью, что могут наступить «лихие» 90-е годы, если не хуже.