По всем макроэкономическим показателям 2005 год был далеко не самым успешным для украинской экономики. Напомнив об этом на экономическом форуме, директор аналитико-совещательного центра Голубой ленты ПРООН в Киеве Ирина Акимова отметила, что темпы экономического роста снизились с 12,1% в 2004 году до 2,6% в 2005-м, и эта тенденция имела продолжение в нынешнем январе, когда рост ВВП составил лишь 0,9%. Темпы инфляции превысили 10%. За счет опережающего роста импорта вдвое сократилось сальдо внешней торговли товарами — с $3,6 млрд. в 2004 году до $1,8 млрд. в 2005 году. Первичный профицит бюджета, наблюдавшийся в 2000 — 2003 годах, уступил место дефициту.
Что же привело к ухудшению макроэкономических показателей? К объективным факторам, оказавшим наибольшее влияние, И. Акимова относит рост цен на нефтепродукты, природный газ и институционные товары, ухудшение конъюнктуры спроса на традиционные статьи украинского экспорта. «Многие неправильные фискальные решения привели к резкому падению частных и государственных инвестиций. На ухудшение инвестиционного климата повлияли также попытки начать реприватизацию. Эти тенденции являются последствиями экономического популизма до президентских выборов и после них», — отметила эксперт. Основным же негативным субъективным фактором И. Акимова считает то, что рост потребительского спроса значительно опережал рост экономики в целом.
У представителя Минэкономики Вадима Пищейко свое видение этой ситуации. «В прошлом году Украина пыталась перестроить свою макроэкономическую структуру и перейти от доминирования внешнего спроса к внутреннему. Это неоднозначный путь для стран с переходной экономикой, — признает он. — Существенно увеличив доходы населения, мы не получили адекватного роста внутреннего предложения от отечественного товаропроизводителя, и дополнительный спрос был покрыт за счет импорта, что не в последнюю очередь стало причиной невысоких темпов роста ВВП».
Народный депутат Украины Ксения Ляпина обращает внимание на то, что «реально мы стали значительно большую часть национального продукта перераспределять через бюджет». Подтверждение того, что «бюджетники» стали жить лучше, она видит в таком факте: представители малого бизнеса уже жалуются, что персонал стал возвращаться в бюджетную сферу.
Возможно, не совсем бесспорную, но довольно аргументированную позицию изложил советник Президента Украины Александр Пасхавер. По его мнению, экономика была далеко не первым приоритетом новой власти, пришедшей ради смены политического режима. Перед ней стояла грандиозная задача по изменению всех формальных и неформальных институтов государства, смены политики и стиля власти. Ради выполнения этой сложной задачи и была создана победившая «оранжевая» коалиция. Экономическая политика, отмечает А. Пасхавер, вырабатывалась методом проб и ошибок при наличии совершенно противоположных взглядов на экономику. «Прошлый год был годом повышенных рисков для экономики: резкая смена слоя высшей бюрократии, беспрецедентный маневр с социализацией бюджета, реприватизационная кампания, беспрерывные конфликты внутри власти», — говорит эксперт. Экономика на это должна реагировать плохо, что и произошло. Но при этом, по мнению А. Пасхавера, «есть некоторые качественные сигналы, свидетельствующие о том, что не все было так неблагоприятно».
В 2005 году произошел беспрецедентный в истории Украины рост кредитов, выданных физическим и юридическим лицам, а также рост депозитов населения. За время пребывания новой власти у руля индекс фондового рынка повысился на 75%. Инвестиционный климат ухудшился, но, отмечает А. Пасхавер, при очевидной осторожности иностранных инвесторов те из них, кто решился на крупную покупку, покупали акции по беспрецедентно высоким ценам, что было неожиданно для внутренних аналитиков («Криворожсталь», банк «Аваль», «Укрсоцбанк»). Кроме того, резервы Нацбанка выросли более чем вдвое, быстро развивалась банковская система. Что касается инфляции, то это, по словам А. Пасхавера, вполне пристойная реакция экономики для первого года после происходивших пертурбаций. При этом оптовые цены производителей промышленной продукции, являющиеся основой будущей инфляции, уменьшились более чем вдвое, снизились убытки предприятий. Несмотря на осуществление «высоко рискового маневра» с социальной частью бюджета, уровень жизни бедняков повысился. Этот тезис эксперт подтверждает структурой продуктов питания, которая заметно изменилась в сторону рациональной структуры: выросло потребление мяса, рыбы, молока, фруктов, отчетливо уменьшилось потребление картофеля и хлеба.
А. Пасхавер смотрит в краткосрочную перспективу Украины с оптимизмом: «Субъекты экономики достаточно терпимо отнеслись к прошлогодним повышенным рискам. Это значит, что их устраивает заявленная миссия новой власти. В 2005-м структурные реформы не произошли, но, если этот сигнал будет услышан и реформы начнутся, прежде всего в плане повышения дееспособности государства, то мы получим опять неожиданный позитивный результат».
«Прогнозы на 2006 год будут определяться политическими факторами и ценой за газ. МВФ прогнозирует рост ВВП 2—3% и инфляцию на уровне 10—15%. Большой диапазон инфляции связан с тем, что неизвестно как газовые цены отразятся на потребительских ценах, и какой будет на это реакция Нацбанка. Все зависит от эффективности мер по уменьшению инфляционного влияния на экономику», — изложил точку зрения МВФ старший постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине Джеффри Френке.