Вчера в столичном офисе Европейской бизнес ассоциации состоялась встреча с министром регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадием ЗУБКО.
Говорили о двух важных направлениях — что государство делает для развития строительного бизнеса и чего государство ожидает от бизнеса в решении архитектурного вопроса украинских городов.
По словам Зубко, дерегуляция в строительстве и устранение коррупционных рисков — приоритетные задачи Минрегиона.
У ведомства даже есть антикоррупционная маршрутная карта, согласно которой, по словам министра, оно двигается «совместно с международными партнерами и экспертами (BRDO и IDLO), а также общественным сектором — РПР и общественной инициативой «Вместе против коррупции».
«Мы теперь работаем в трех главных направлениях: пересмотр ГСН, прозрачность и публичность градостроительной политики, усовершенствование системы госархстройконтроля», — отметил Геннадий Зубко.
Вице-премьер рассказал, что пересмотр устарелых ГСН и согласование отклонений — в зоне особенного внимания Минрегиона.
НОВЫЕ НОРМЫ
«Начатая системная работа должна приблизить эту сферу нормирования к европейской. Пересмотр государственных строительных норм — процесс постоянный и системный, ведь наука не стоит на месте, появляются новые материалы и технологии строительства, повышаются требования к энергоэффективности, экологичности и тому подобное. Уже на конечном этапе утверждения ГСН относительно возможности проектирования встроенных в жилые дома детсадов и начальных школ и 360-й ГСН. Думаю, в ближайшие две недели мы их утвердим», — сказал правительственный чиновник.
Действующие государственные строительные нормы устарели уже очень давно. До этого они не менялись 13 лет.
Ожидается, что новые ГСН, в первую очередь, позволят дома без мусоропроводов. В качестве альтернативы жителям многоэтажек предложат сортировать отходы.
Также в планах отказ от технических этажей, ведь при правильной тепло-, гидро- и шумоизоляции можно совмещать потолок квартиры и крышу дома.
Жителям новостроек разрешат самим застеклять балконы при условии, что отверстие одного из окон, которые открываются, — не менее 1,2 м (для доступа пожарникам).
Отметим, что в данное время делать стеклянные балконы и лоджии в домах с одной лестничной клеткой запрещено, но это никого не останавливает.
Новые законодательные нормы также предусматривают мини-кухни в больших квартирах, хотя раньше их разрешали только в смарт-квартирах.
Правила позволят совмещать кухню и гостиную, а у паркинга и жилищной части дома может быть общий лифт. Также можно будет строить паркинг под больницами (кроме корпусов с палатами), культурными и спортивными учреждениями. Собираются убрать норму, согласно которой в данное время при входе в дом должен быть бордюр или ступенька высотой не менее 15 см. Это позволит делать вход в дом на уровне тротуара.
На крышах домов разрешат строить детские площадки, но только со специальным ограждением.
КАБМИН ГОТОВИТ ОГРАНИЧЕНИЕ ВЫСОТНОСТИ ЗАСТРОЙКИ
Кроме того, Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины начало закладывать в государственные строительные нормы понятия так называемых «голубых линий», которые ограничивают высотность застройки территории в населенных пунктах.
«Мы готовим внедрение «голубых линий», — предупредил бизнес Зубко.
По словам министра, сегодня в европейских странах существуют три ограничительных линии для строительства новых зданий: красные (существующие и планируемые пределы территорий общего пользования, коммуникации, дороги и тому подобное), голубые и зеленые (определяют зеленые зоны, скверы, парки и зоны отдыха, которые никогда не могут быть застроены), причем первые в Украине действуют, а до внедрения последних страна сейчас не готова.
«Я думаю, что это будет абсолютно актуально (внедрение ограничения высотности. — Ред.), поскольку у нас постоянно ведутся разговоры относительно высотности того или другого дома, той или другой историко-заповедной зоны, которая застраивается. И это было бы также прозрачно для инвестора, который бы четко понимал, что можно, а чего нельзя делать», — сказал Зубко.
ПРОЗРАЧНОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ...
Прозрачность и публичность градостроительной политики — еще одно направление, в котором двигается Минрегион для устранения коррупции в отрасли.
«Наша задача — обеспечить качество и прозрачность разработки документации по пространственному планированию (градостроительной документации)», — отметил Зубко.
Существенным шагом в предотвращении коррупции, по словам министра, стали принятые в прошлом году законы №1817 и №2020, которые упростили разрешительные процедуры, отменили категории сложности объектов строительства и перешли к классу последствий (СС1, СС2, СС3), определили перечень строительных работ, которые не требуют разрешения, отменили требование относительно получения выходных данных и технических условий от ГСЧС и тому подобное.
Зубко в контексте вопроса относительно коррупции на местах, привел пример, когда недобросовестные застройщики преднамеренно переводят класс последствий своего объекта в СС3 (со значительным последствиями, что требует обращения к центральной власти) и таким образом, отказываются работать с местным самоуправлением. «Важно, чтобы, со своей стороны, и строительный бизнес перестал искать возможные обходные пути для договоренностей с органами центральной власти, обходя закон», — подытожил он.
Напомним, 22 марта Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект №7085 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере градостроения».
Новые изменения к сфере градостроения урегулируют лицензирование хозяйственной деятельности по строительству объектов со средними и значительными последствиями — СС2 и СС3. Среди них основными являются определение полномочий органа лицензирования, определение оснований для остановки действия лицензии и перечня нарушений, устранение которых невозможно в процессе строительной деятельности, определение оснований и порядка возобновления действия остановленной лицензии, а также установление четких сроков действий органа лицензирования по возобновлению действия остановленной лицензии, детализация оснований для предоставления субъекту строительной деятельности срока на устранение нарушений, связанных с соблюдением лицензионных условий.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
В рамках последующей децентрализации системы государственного управления предлагается передать функции контроля над проведением обследования объектов и реализацией мероприятий по обеспечению надежности и безопасности во время их эксплуатации исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов.
«На сегодняшний день — уже 92 населенных пункта взяли полномочия ГАСИ, в частности 21 областной город, кроме Полтавы, Хмельницкого и Запорожья. Но мы видим, что с передачей полномочий на местный уровень спускается и коррупция. Поэтому, анализ регуляторных механизмов на местах должен раз и навсегда искоренить этот проблемный вопрос. «Сейчас мы совместно с Государственной регуляторной службой анализируем все регуляторные акты, которые работают на местном уровне. Наша цель — убрать все коррупционные факторы, которые мешают развитию строительного бизнеса на местах, и улучшить за счет этого инвестиционный климат», — отметил Геннадий Зубко.
Такие изменения позволят местной власти контролировать полный «жизненный» цикл зданий и сооружений: от выделения земельного участка, выдачи градостроительных условий и ограничений относительно ее застройки, разрешения на начало строительства и принятия готового объекта в эксплуатацию до обеспечения надежности и безопасности зданий во время всего периода их существования.
Кроме того, на сегодня в Украине на законодательном уровне не урегулирован единый порядок присвоения адреса объекта строительства, что негативно влияет на позицию Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business.
После принятия закона № 7085 адрес достроенному объекту будет присваиваться в течение пяти рабочих дней со дня получения сообщения от органа госархстройконтроля о регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдаче соответствующего сертификата.