Украина может лишиться фармацевтической отрасли из-за популистских политических решений. Об этом недавно заявил глава государства Виктор Ющенко. По его мнению, переведение дискуссий на тему производства и продажи лекарств в моральную, психологическую и политическую плоскость может отбросить отрасль на 10 лет назад. Поэтому гарант Конституции отказался подписывать законопроект о возвращении цен на лекарства до уровня 2008 года и отправил этот документ назад в Верховную Раду.
Между тем, положение отечественных производители лекарств и без того оставляет желать лучшего. Стремительный же рост цен на медпрепараты в разгар эпидемии гриппа продемонстрировал всю «эффективность» и «прозрачность» действующей системы фармакологического рынка в стране. Виновных в ценовом беспределе сейчас не ищет разве что государственная пожарная служба. А так все основные государственные ревизоры брошены в бой. Однако, даже найдя виноватых и показательно наказав их символическими штрафами, государство не решит проблему роста цен в будущем. Население будет чувствовать давление на свои кошельки до тех пор, пока стоимость большинства лекарств будет определяться импортом и валютной составляющей. Поэтому следует активно развивать свое фармакологическое производство.
Из 18 тысяч зарегистрированных наименований лекарственных средств в стране производится всего 5,5 тысячи, говорят в Антимонопольном комитете Украины. «В количественном измерении (в упаковках. — Авт.) около 70% всех продающихся на внутреннем рынке лекарств — это препараты отечественного производства. А вот в денежном — более 70% составляют лекарства иностранного производства», — сказал «Дню» коммерческий директор корпорации «Артериум» Александр Партышев.
По словам экс-министра здравоохранения Украины Николая Полищука, отечественные производители теряют рынок не по причине производства некачественных лекарств, а из-за агрессивной позиции иностранных компаний, что проявляется в проведении агрессивной рекламной и дистрибьюторской кампании. «Иностранные производители также имеют очень значительные ресурсы для проведения работы с медиками разных уровней: чаще всего с медицинской верхушкой, профессорами, главными специалистами, с институтами, крупными клиниками», — рассказывает он «Дню». Поэтому и диктуют свою волю на рынке сегодня.
Чувствовать себя увереннее на своем рынке отечественным фармацевтам может помочь государство. Восстановить государственные аптеки с регулированием в них цен, увеличить госзакупки жизненно необходимых лекарств для больниц, компенсировать населению покупку определенных препаратов — это небольшой перечень необходимых действий. Однако поддерживать своего производителя в Украине не спешат...
Между тем, появление крепкого фармпроизводства необходимо не только для стабильных цен на лекарства. Производство брендов добавит стабильности экономике (приток валюты от покупки прав на производство таких лекарств и экспорт), а Украине — международного престижа. Однако, могут ли отечественные фармзаводы похвастаться медицинскими новинками?
По словам регионального директора Orion Corporation в Восточной Европе Виктора Пушкарева, в Украине много хороших идей, но ресурсная база для их воплощения оставляет желать лучшего. Чтобы развивать собственные бренды, украинским фармацевтам, как минимум, следует наладить взаимосвязь с отечественными научно-исследовательскими центрами, а затем с международной индустрией, чтобы не просто вырастить лечебную молекулу, но и выйти с ней на мировой рынок. К тому же, такой треугольник поможет распределить производственные риски и найти деньги для разработки новых препаратов.
А вот Полищук считает, что украинские фармзаводы производят «копии» мировых брендов, так называемые генерики. Химический состав «генериков» составляет основная лечебная субстанция (вещества) своего именитого прототипа плюс другие компоненты. Лечебный эффект таких лекарств практически равен «копии». Однако и эти лекарства могут выпускать не все компании: сначала следует за кругленькую сумму приобрести лицензию или же дождаться окончания срока действия патента на защиту бренда.
«Наша компания имеет в своем портфеле четыре оригинальных препарата в сфере кардиологии, неврологии и урологии, которые приносят пятую часть продаж. Разработка этих препаратов началась еще в советское время», — рассказывает «Дню» об уже достигнутых инновационных успехах коммерческий директор отечественной корпорации «Артериум» Александр Партышев.
В общем же, опрошенные «Днем» эксперты назвали несколько барьеров, препятствующих развитию инновационных продуктов в фармакологии. Первый — очень большие затраты. «Данные Европейского агентства по лекарствам свидетельствуют, что стоимость разработки одного оригинального препарата — 500 миллионов евро. И это может быть больше, чем стоимость одного среднего фармацевтического предприятия в Европе. Почему так? Потому что очень высоки требования к профилю эффективности и безопасности продукта», — рассказывает «Дню» Пушкарев.
Второй — значительный срок окупаемости изобретения. «Срок действия патентной защиты (время, в течение которого только компания-изобретатель может продавать эти лекарства. — Авт.) составляет, как правило, 15 лет. Разработка новой молекулы занимает несколько лет. Таким образом, первую регистрацию после завершения клинических испытаний в Европе можно получить на пятом или шестом году жизни молекулы. Следовательно, остается девять лет, которые используют для возврата этой инвестиции», — говорит Пушкарев.
И последний барьер — в Украине практически не производят сырье для фармакологической отрасли. По словам Партышева, на это есть несколько причин. Во-первых, производство может привести к еще большему загрязнению окружающей среды и нарушению установленных в Украине экологических норм. Во-вторых, оно достаточно капиталоемкое и нуждается в значительных финансовых инвестициях, на которые сегодня не пойдут потенциальные партнеры. И самое главное, сейчас цена на сырье, которое выпускается в Индии, Корее и Китае (при том, что оно соответствует всем международным стандартам) остается весьма конкурентоспособной, поэтому нет экономических оснований начинать такое производство на территории Украины. Однако, по мнению коммерческого директора корпорации «Артериум», в перспективе открытие таких предприятий возможно: когда фармацевтические гиганты с мировым именем начнут расширять свою деятельность на украинском рынке. «Но это будет не через год или два, поскольку для этого им необходимо макроэкономическое и политическое равновесие, стабильность в стране», — добавляет он.