Скудный урожай — плохо, богатый — еще хуже. Высокие цены на рынке зерна и растущий дефицит продукции — плохо, обвал рынка — просто катастрофа. Отчего отечественный АПК из года в год вместо того, чтоб развиваться, деградирует? «Горе от изобилия ума или от его отсутствия» — диагностируют ситуацию дистанцировавшиеся от власти аграрии и предупреждают правительство: еще одна серия опрометчивых шагов в сельском хозяйстве может обернуться неурожайным летом, а то и голодным 2010 годом.
По словам генерального директора ООО «Укрзернопром Агро» Евгения Ленга, украинские аграрии уже осенью этого года засеяли озимых всего на 85% от объема посева 2007 года, да и то в ряде хозяйств — с нарушением всех предписанных технологий. Потому богатого урожая в 2009 году ожидать явно не стоит. Производители зерновых разочаровались в прибыльности выращивания зерна и, наученные обвалом мирового рынка, не намерены и дальше «закапывать деньги в землю». Да и денег-то практически не осталось — «капитал» в виде порядка 20 миллионов тонн урожая, если смотреть трезво на ситуацию, рискует сгнить в закромах родины, пока чиновники гадают, как спасать отрасль. Что более обидно, от руководства государства на данный момент успех экспорта украинского зерна зависит уже относительно — его просто не принимают на внешних рынках, из-за переизбытка собственной продукции и низкого качества отечественного фуража.
Похоронив оборотные средства в горе-урожае текущего года, засеяв наспех озимые, и оставшись с ветром в кармане на будущий год, аграрии вполне реально могут провалить весеннюю посевную. «Могу сказать совершенно определенно, что средств в селе на проведение весеннего комплекса полевых работ нет. Это будет означать, что если эти средства не удастся найти каким-то образом, не будет технологически правильно проведена посевная пшеницы. Это приведет к тому, что если в этом году мы имеем порядка 20% от общего урожая продовольственной пшеницы, то на следующий год можем получить не более 5%, чего будет явно недостаточно даже для обеспечения внутреннего потребления», — отметил Ленг. Вследствие этого аграрной Украине пшеницу придется импортировать даже для закрытия собственных нужд, а это, в свою очередь приведет к повышению цен на готовую продукцию, да так, что буханка хлеба может подорожать до 10 — 15 гривен.
В целом, чтоб спасти ситуацию, Ленг предлагает стимулировать банковскую систему кредитовать аграрный сектор, предусмотрев резервные средства для покрытия возможных невозвратов по кредитам.
Президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко, в свою очередь, от имени экспертов рынка зерна, призывает правительство спасать... экспортеров, однако не путем дотирования продаж, а вовремя возмещая предпринимателям НДС и сняв «добавленную стоимость» с цены услуг по оформлению и сопровождению экспорта. По данным Ассоциации, сумма государственного долга по НДС только пяти компаниям-членам объединения превышает 600 миллионов гривен. В целом же, по АПК этот показатель превышает один миллиард гривень. А это чревато параличем экспорта. «Когда замораживаются большие суммы НДС, компаниям-трейдерам просто не выделяют кредитные линии для закупки зерна. Таким образом, доведя объем до определенного лимита, трейдер останавливает закупку и ждет, когда ему возместят НДС. Например, у нашей компании есть долг по возмещению НДС еще за 2006 год. Если же центральный офис останавливает закупку зерна в связи с возникновением большого долга по налогу, то в аткивной работе на рынке остаются всего несколько компаний. А поскольку у большинства компаний, работающих по экспорту в Украине, огромные задолженности по НДС, понятно, что они все останавливаются», — отметил директор ООО «Нью Ворлд Грейн Укрейн» Николай Горбачев.
В целом, более прочего представители отечественного рынка зерна сетуют на несоответствие решений правительства нуждам аграриев. «Мы свои сельскохозяйственные вопросы раньше решали всегда так: нас приглашали на комитеты, и мы, собственно говоря, писали проекты распоряжений Кабмина. В этом правительстве ни на одном комитете практически мы не были. Принимаются решения, а потом уже, по факту, мы узнаем, какие это решения. Сегодня порядка пяти писем мы направили правительству с нашими предложениями и ни одного ответа не получили. Нет ответа. Но мы то видим, что мы идем к опасному обострению ситуации. Нужно немедленно принимать решения, пока еще не поздно», — подчеркнул Клименко.