Впервые этот город упоминают в документальных источниках в 1630 году. Сейчас здесь живет около 90 тысяч человек. В прошлом году в Броварах реализовано около 90 инвестиционных проектов на общую сумму более 195 тысяч гривен. И именно это значительным образом определяет профиль городской общины, девизом которой является стремление к самодостаточности. Но легко ли этого достичь? Об этом разговор «Дня» с заместителем мэра города Григорием ГОЛУБОВСКИМ.
— Какие особенности самоуправления в городе-спутнике столицы? По-видимому, граждане Броваров во всем равняются на киевлян и ни в чем от них не хотят отставать... Школы должны быть как в Киеве, дороги гладкие и блестящие, горячая вода ежедневно...
— Более десяти тысяч броварчан ежедневно отправляются на работу в Киев. И хорошо видят малейшие отличия в благоустройстве, предоставлении услуг и тому подобное. Поэтому сверхзадача системы самоуправлении нашего города — сделать так, чтобы лучшие стандарты жизни, характерные для столицы, становились нормой и в нашем небольшом городе, граждане которого, мы в этом уверены, имеют право на такой же уровень и качество жизни. Другое дело, что возможностей для этого у, так сказать, провинциального самоуправления значительно меньше, чем у столичного. Однако в течение последних четырех лет в этом направлении нам удалось сделать немало и мы уже приближаемся к столице по многим показателям. Речь идет и о зарплате, и о предоставлении коммунальных услуг. Еще по итогам 2004 года средняя заработная плата в городе составляла 743 гривни и была большей, чем средняя по Киевской области и по Украине в целом. В городе, где население индивидуального сектора составляет 40%, около 80% домов имеют централизованное отопление, 90% — канализацию, 94% — водопровод, 98% — газифицированы. Но есть еще и много проблем. Среди них не самая ли большая — неудовлетворительное состояние жилищно- коммунального хозяйства, а значит эта отрасль нуждается в дополнительных средствах на ремонтные работы. Другая — в связи с подорожанием газа у нас, как и во всей стране, появились проблемы с получением лимитов на него. Если государство не изменит подходы к вопросам ценообразования, то прогноз о том, что с первого июля газ для населения будет стоить 680 гривень, а на конец года — около тысячи гривень, станет реальностью. Каким образом граждане смогут выплачивать такие высокие тарифы, нам вообще непонятно. На мой взгляд, в этом случае 30-40% населения, а может и половина, вообще не будет платить. Не исключаю также, что далеко не все (в законодательстве существуют определенные ограничения) смогут получить субсидии. Даже то небольшое повышение цен, которое произошло два года назад, тоже, особенно сначала, создало в этом существенные проблемы. Наконец, третий наш больной вопрос — дороги. Средств на их ремонт в бюджете постоянно не хватает. Поэтому планируем взять кредит и за два года навести в этом какой-то порядок.
— Кто в основном наполняет городской бюджет: промышленные предприятия, малый и средний бизнес или, может, налоги физических лиц, то есть граждан? Имеете ли дотации из центра?
— Бюджет нашего города за последние годы заметно вырос. В 2002 году он составлял 34 миллиона гривень, а сейчас — 84 миллиона (вместе с государственными субвенциями). Источниками для этого стало увеличение зарплат и включение в сводный бюджет еще и бюджета развития (в 2002 году на капитальные расходы выделялось 1,4 млн. грн., сейчас же — более 15 миллионов, то есть в 12 раз больше). Самая большая составляющая бюджета — подоходный налог с физических лиц, налог на землю и аренда земли, единый налог, который платит малый бизнес. У нас нет больших, так называемых городообразующих или бюджетообразующих предприятий. Бизнес в целом дает в бюджет приблизительно треть. В этом году заработало несколько новых предприятий, что положительно скажется на наполнении бюджета, но эти проекты начнут эффективно работать только через год-полтора. Вообще в Броварах здоровый социальный климат. Все имеющиеся предприятия работают. Поэтому город самодостаточен и не получает дотаций от центрального бюджета, наоборот, мы выполняем роль донора — реальные изъятия составляют 12 миллионов гривень (с учетом того, что город финансирует районную больницу).
— На недавнем совещании в Киевском облсовете вы говорили об угрозах для нынешнего городского бюджета. С чем они связаны и кто от этого может пострадать, какие расходные статьи бюджета не будут иметь финансирования?
— Каждый год, когда анализируешь бюджет, то мечтаешь о том, чтобы наконец наступило такое время, когда он будет таким, что можно будет решать городские проблемы. Но ежегодно что-то такое случается, что отодвигает эту мечту за горизонт. В этом бюджетном году, например, уже после того, как бюджет был сформирован, возросла стоимость электроэнергии (на 30%) и газа (с 1 января, а потом с 1 мая, а в дальнейшем будет расти с 1 июля и на конец года еще раз подорожает). Кроме того, после соответствующего постановления Кабмина значительно увеличился фонд зарплаты должностных лиц — для нас это около миллиона дополнительной бюджетной нагрузки. Тем временем наша теплокоммунсеть уже имеет около двух миллионов долгов, связанных с изменением газовых тарифов, и это тоже ложится на бюджет города. Однако согласно закону, если тарифы растут после формирования бюджетов, то это уже должно быть проблемой государства, и оно должно компенсировать местным бюджетам дефицит, который в связи с этим возник. Если же этого не сделать, то проблемы могут нарастать, как снежный ком. Если ежемесячные поступления в местный бюджет составляют четыре миллиона гривен, а только на зарплату бюджетникам нужно израсходовать 3,6 миллиона, то уже сейчас мы чувствуем дефицит средств. Уже сегодня мы начинаем брать кредиты, чтобы вовремя выплачивать зарплату, а также не допускать задолженности за энергоносители и выполнять другие расходные статьи бюджета, хотя по плану должны бы делать это значительно позже. И хотя мы приближаем (вопреки плану) получение кредитов, их не хватает. Поэтому до конца года у нас вообще может не оказаться финансовых ресурсов.
— Развивается ли в вашем городе строительный комплекс? Как он влияет на выполнение бюджета? Каким образом вы находите компромисс между жителями, требующими земельные участки для индивидуального строительства, и строительными компаниями?
— Я могу привести некоторые цифры. В 2001 году в городе строилось около восьми тысяч квадратных метров жилья в многоквартирных домах. А в этом году мы планируем ввести 100 тысяч квадратных метров, из которых семь- восемь тысяч жилья будет предоставлено нашим гражданам бесплатно — людям, многие из которых более двадцати лет стояли в очереди. А в наших планах, разработанных согласно Генеральному плану застройки города, построить до 2010 года шесть новых микрорайонов — это полтора миллиона квадратных метров. До десяти процентов от этого будет предоставлено жителям Броваров бесплатно. И, конечно, в этих микрорайонах мы в то же время будем строить школы, детские сады, культурные заведения, магазины, будем обустраивать зеленые зоны. Именно такое строительство для нас приоритетное. Ведь Бровары все-таки город. 90% процентов земли, которая должна идти под застройку, выделяются для многоэтажных зданий. Понятно, что на площадке с многоэтажной застройкой может жить намного больше людей. Кроме того, инвесторы дают городу таким образом социальное жилье, принимают участие в создании городской инфраструктуры — дорог, озеленения, инженерных коммуникаций. Такой подход позволяет не только наполнять бюджет и развивать инфраструктуру, но и создавать новые рабочие места, привлекать и удерживать кадры предприятий. Это помогает нашему городу, который находится рядом с Киевом, не проиграть окончательно в острой конкуренции за профессионалов. Но рядом с многоквартирным строительством в городе ведется проектирование блокированной, малоэтажной и индивидуальной застройки. Ведь мы не можем игнорировать соответствующие вкусы наших граждан, значительная часть которых — выходцы из сельской местности, хотя это в известной степени сдерживает развитие наиболее эффективного для города многоэтажного строительства, так как увеличивает бюджетные расходы на инженерные сети.
— Как вы планируете преодолевать возможный дефицит городского бюджета?
— Я уже говорил о намерении взять значительный муниципальный кредит. Думаю, что мы будем иметь возможность его своевременно вернуть и что он не будет для города обременительным. Во- первых, мы теперь будем иметь такой ощутимый финансовый ресурс, как продажа земли предприятиям, которые хотят работать в нашем городе. К тому же стоимость нашей земли почти ежедневно растет. А относительно бюджетных проблем вообще, то наша позиция заключается в том, что бюджеты в нашей стране должны формироваться не сверху вниз, а наоборот — снизу, от местного самоуправления, в городах, где производятся и реализуются товары, собираются основные налоги. Для этого нужно опираться на так называемые социальные стандарты, которыми очень легко определить, сколько именно средств должно выделяться на потребности одного налогоплательщика в здравоохранении, образовании, культуре и так далее. Именно за счет этого должен формироваться бюджет, а не так, как сейчас — что осталось. Наш мэр Виктор Антоненко, который является вице-президентом Ассоциации городов Украины, отстаивает такие подходы на всех уровнях, и мы уверены, что, несмотря на нынешние трудности, Броварам удастся решить все эти сложные проблемы. Взять, например, содержание, реконструкцию и строительство городских дорог. Для этого у города есть сейчас лишь один финансовый источник: налог с владельцев автотранспорта. А это, получается, только 1,5 — 1,8 миллиона гривень. Тогда как нам очень необходимо заасфальтировать приблизительно 110 улиц... В прошлом году, используя как бюджетные средства, так и помощь инвесторов, мы вложили в это направление работы семь миллионов. Но чувствуем и самое главное, что люди нам об этом говорят — мало! А если бюджет будет формироваться по социальным стандартам, то он вырастет как минимум на 30-40%, и мы сможем решать проблемы людей. Действительно станем к ним ближе. Потому как эта близость измеряется не обещаниями или вовремя данными негативными ответами, а конкретными делами, которые зависят, конечно, от добросовестности власти и ее отношения к людям, но больше всего — все-таки от наличия соответствующих ресурсов. Мы умеем их создавать, но хотим, чтобы нам поступала именно та часть, которая нам принадлежит. С помощью проекта экономического развития городов Агентства по международному развитию США (USAID) в городе создан стратегический план экономического развития. Считаем, он поможет сделать наш город действительно самодостаточным. А пока что самая болезненная для нас текущая проблема — это оплатить отпуск учителям. Расходы на это относятся к так называемой первой бюджетной корзине, которая должна финансироваться за счет делегированных нам из центра полномочий. Но финансирование недостаточное (60-65%), и приходится перебрасывать средства на это из другой корзины, которая финансирует наши собственные программы. А поскольку и там финансирование не превышает 30-35%, то денег на это в городском бюджете нет, поэтому будем брать кредиты. А тут еще подоспела проблема (в прямом смысле) дырявых крыш. Решить ее можно, есть для этого современные надежные технологии, но трудно с деньгами. Но должны и здесь найти выход.
— Будут ли способствовать этому итоги недавних выборов в Броварах?
— Те выборы мы уже пережили, впереди — повторные выборы мэра. И это обусловливает очень тяжелую ситуацию. Ведь на проведение выборов следует дополнительно выделить 410 тысяч гривень, а для этого — пересмотреть городской бюджет. Поэтому на днях проводим сессию горсовета и будем предлагать новоизбранным депутатам снять средства из депутатского фонда, лишить поддержки городские средства массовой информации, уменьшить ассигнование на благоустройство (более 300 тыс. грн.). Отныне службы, благоустраивающие город, будут иметь работу не на весь год, а только на семь месяцев... Так политика, вопреки классикам, определяет экономику. За последние годы наш город постепенно прогрессировал. По итогам 2003 года мы были седьмыми среди городов области по выполнению программы социально-экономического и культурного развития. В 2004 году стали четвертыми. А в 2005 году заняли первое место. То есть у Броваров нынче мощный потенциал. И потому за место мэра города идет ожесточенная борьба по правилам и без правил. Есть такие кандидаты, которые выделяют миллионы долларов, чтобы получить эту должность. Сможет ли противостоять им нынешний мэр, который не имеет ни собственного бизнеса, ни времени для того, чтобы им заниматься? Считаю, избиратели хорошо знают все его дела. Именно об этом говорит победа Антоненко с преимуществом в три тысячи голосов, что для нашего города совсем немало (суд по формальным причинам назначил перевыборы). И большим риском для Броваров может стать победа на них «толстых кошельков», которые в этом случае будут стремиться вернуть, или, как говорится в определенных кругах, «отбить» все потраченное.