Как свидетельствуют данные, удельный вес стоимости валюты, закупленной
для импорта нефти и нефтепродуктов, за 7 месяцев текущего года в общем
объеме продажи валюты на межбанковском валютном рынке составил только 14
процентов (в прошлом году — 12 процентов) и не является определяющим для
рынка. Доказательством отсутствия прямой связи между ростом цен на нефтепродукты
и ситуацией на валютном рынке является конкретный факт, который имел место
на практике — позапрошлогодняя ситуация на рынке нефтепродуктов с подобным
нынешнему повышением цен на них не привела к девальвации гривни. Не имели
определяющего влияния изменения цен, которые происходили в последнее время
и на других рынках, в частности, рынке хлебопродуктов и сахара.
Подтверждением этому являются также данные об удельном весе горюче-смазочных
материалов в структуре потребления населением товаров и услуг, который
составляет 0,78%. В структуре материальных расходов промышленности и сельского
хозяйства нефтепродукты соответственно составляют около 12% и 11%.
Среди основных причин девальвации гривни, в первую очередь, спекулятивные
действия коммерческих банков, которые, воспользовавшись первым попавшимся
случаем, под предлогом роста цен на нефтепродукты пытаются «разогреть»
валютный рынок и заработать на этом. Привлекая под слишком высокие проценты
средства предприятий и населения, коммерческие банки не находят надежных
направлений инвестирования, которые бы обеспечили выплату высокого дохода
вкладчикам. Государственные ценные бумаги в связи с реструктуризацией выплат
не являются надежными, а кредитование реальной экономики, кроме того, что
является рискованным, не обеспечивает необходимого уровня доходности. Это
признает и Национальный банк, который лишил ряд коммерческих банков лицензий
на осуществление обменных валютных операций. Обесцениванию гривни содействовал
также опережающий рост денежной базы и денежной массы над темпами инфляции
в период девальвации гривни, который привел к созданию излишка «горячих»
денег. Определенное влияние на спекулятивные действия коммерческих банков
имела и быстрая либерализация валютного рынка, осуществленная Национальным
банком без задействования соответствующих компенсаторов, и активное участие
последнего как субъекта этого рынка, который только скупал валюту. Как
известно, с начала года Национальный банк приобрел $ 518,2 млн. Среди факторов
дестабилизации весомым является сугубо политический момент, связанный с
выборами президента Украины. В связи с этим повышаются риски потери капитала,
их пытаются уменьшить за счет конвертирования гривневых средств в иностранную
валюту.
Неправильное определение причин (акцент на изменении курса валюты в
связи с обострением ситуации на рынке нефтепродуктов) не даст возможности
верно определить весь комплекс необходимых мер, что в конечном итоге может
снова привести к повторению ситуации в будущем.
.
Виктор ЛИСИЦКИЙ, советник председателя Нацбанка
Первый заместитель министра экономики Украины Виктор Кальник пытается
доказать, что не бензиновый кризис, а действия банковской системы являются
причиной девальвации гривни в течение июля—августа этого года. Что же было
на самом деле?
В конце второго квартала Украина стала чистым экспортером нефтепродуктов.
То есть, экспорт нефтепродуктов уверенно превысил импорт. Для государства,
которое в течение десятилетий было чистым импортером этих материалов и
которое никак не может осуществить продекларированную своим Министерством
экономики структурную перестройку хозяйства, факт сам по себе драматически
опасный.
К тому же превышение экспорта нефтепродуктов над импортом произошло
практически в сезонный пик потребления горючего, обусловленный сбором урожая
и летними отпусками, что способствовало стремительному превышению платежеспособного
спроса на бензин в условиях снижения предложения. Прыжок цен на бензин
был вполне естественной реакцией рынка на абсурдность превращения Украины
в чистого экспортера нефтепродуктов.
Бензин — один из массовых товаров ежедневного спроса. В силу естественных
свойств (в частности, огнеопасность) широкий потребитель не имеет возможности
создать его запасы на более-менее длительный промежуток времени. Именно
поэтому любые срывы предложения этого товара вызывают мощную и массовую
реакцию как минимум 5—6 млн. жителей Украины. Ведь только частных легковых
авто зарегистрировано в Украине свыше 5 миллионов.
Владельцы авто в Украине относятся к наиболее экономически активной
прослойке населения, которая уже десятки раз была обманута украинским правительством.
Исчезновение бензина было воспринято ими как сигнал конца стабильности
и начала падения в очередной девальвационно-инфляционный штопор. Пытаясь
защитить свое не весьма роскошное житье-бытье, они и ринулись покупать
доллары, сформировав девальвационные тенденции — гривня начала быстро обесцениваться.
Таким был передаточный механизм июльско—августовского кризиса.
В позапрошлом году рост цен на горючее действительно не повлек девальвации.
И здесь Виктор Кальник прав. Но... На рынке был бензин!!! И широкий потребитель
горючего не имел сигнала о дестабилизации рынка. И поэтому пример позапрошлого
года не аналогичен ситуации нынешнего года.
Что касается зарабатывания коммерческими банками «безумных денег на
падении курса украинской валюты», в котором обвинил нас господин Кальник,
то следует сказать лишь следующее: обесценивание гривни автоматически обесценивает
капиталы украинских банков. Так неужели украинские банкиры похожи на людей,
которые пилят под собой сук?