Будет спокойнее, если печать и подпись на договоре партнер поставит в вашем присутствии. В жизни это не всегда осуществимо, но по возможности старайтесь для этого события встретиться лично. Но в любом случае не ленитесь прочитать печать. Многие удовлетворяются лишь фактом ее наличия, а вчитываются лишь тогда, когда приходит нужда ближе познакомиться с должником. И совсем плохо делать это только тогда, когда последнего уже надо разыскивать. Напомню, что на круглой печати не должно быть отклонений от формы окружности, центров окружностей, недопустимы непараллельность строк, извилистости и изломы линий или строк, изменения толщины линий, орфографические ошибки, зеркальные написания букв или цифр, колебания размеров шрифта (в пределах слов или фраз), «выпрыгивающие» из ряда буквы или цифры, различия в написании одноименных букв или цифр. На оттиске печати не должно быть следов подчисток, дорисовок, размытости или двоения изображения. Оттиск должен быть одноцветным и полным. Цвет бумаги и рисунок- сетка в поле оттиска печати не должны отличаться от общего.
Надо ли говорить еще и о том, что в ходе сделки нужно сличать подписи и оттиски печатей на новых документах с уже имеющимися?
АНФАС. ПРОФИЛЬ. ПАЛЬЧИКИ
Особой внимательности требует процедура отпуска товара с вашего склада. Главный документ здесь — доверенность. Все реквизиты, которые должны быть вписаны согласно форме бланка, должны присутствовать. Если с получателем товара ранее был подписан договор, есть его гарантийное письмо или какой-либо другой документ, содержащий реквизиты получателя и подпись его руководителя, то необходимо сверить данные и подписи на этих документах и на доверенности. Работник предприятия, непосредственно принимающий доверенность от получателя, обязан затребовать у него паспорт, сравнить его данные с теми, которые вписаны в доверенность, внимательно посмотреть на фотографию и обязательно сличить подпись получателя на доверенности с той, которой он подписался на товарной накладной.
Все это элементарные и всем понятные вещи, но на практике срабатывает «человеческий» фактор, когда проверку и сличение документов путают с проявлением недружелюбия к получателю или излишним бюрократизмом.
Не только на доверенности, но и на любом документе, сопровождающем сделку, все фамилии и реквизиты должны быть прописаны полностью, понятным почерком и не вызывать разночтений. Если в текстовой части чего-то недостает, предложите вписать недостающие сведения.
Не стоит думать, что мошенники, при всей их наглости и отрепетированности встречи с жертвой, остаются людьми без нервов и эмоций. Вычислить преступные намерения можно по обычным проявлениям нервозности или растерянности: дрожание рук, повышенная потливость, плохая ориентация в порядке получения товара. Ваш получатель должен хорошо знать, какие документы от него требуются, какие встречные документы получить должен он, куда какие данные вписать, где поставить подпись, в каком документе и в каком его разделе содержатся определенные реквизиты и пр. Из некоторых людей в случае их внутреннего волнения извергаются словесные потоки. Болтливость «не по теме» и суетливость должны насторожить. Другие отвлекают проверяющего своим красноречием преднамеренно, разглагольствуя о погоде или политике, надоедают просьбами поторопиться, излишне назойливы в комплиментах персоналу. У третьих волнение выражается в общей неуверенности, скованной речи, напряженном взгляде, неестественных и неуклюжих жестах. В таких случаях проверка, сличение документов и личности получателя должны проводиться с особой тщательностью.
УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ
Особо привлекательными для авантюр являются скоропортящиеся, сезонные, и, назовем их так, событийные товары. Они уносятся от владельцев наиболее легко и быстро. Естественно, не сами по себе, а с помощью проходимцев от бизнеса.
Скоропортящаяся продукция, как правило, отгружается производителем без полной предоплаты, продавец ограничен в сроках проверки платежеспособности получателя. Чаще всего он не может затратить на это более суток.
Сезонный товар требует, как правило, трех—четырех месяцев сбытовых усилий продавца. На это время он становится более сговорчивым в отношении сроков и условий платежей, т.е. менее защищенным.
Наиболее податливой жертвой оказывается производитель, существование которого привязано к какому-то разовому мероприятию. Срок интереса к нему со стороны потребителя очень краток. Это может быть товар с символикой, конкретной датой или лозунгом, сопровождающий различные региональные или разовые мероприятия: чемпионаты и олимпиады, фестивали и конкурсы, форумы, визиты политических или религиозных персон, выборы, юбилейные торжества и пр. Производители фирменной, клубной, агитационной и прочей продукции под такие акции вынуждены прибегать к немедленному массированному сбыту. Но в подавляющем большинстве их возможности исчерпываются дополнительным вложением в выпуск таких товаров, а вот соответственно увеличить продажи они не в состоянии. Этим и пользуются аферисты. Практически всю продукцию производитель вынужденно отдает с отсрочкой платежа фирме, якобы располагающей собственной торговой сетью. В результате нередки случаи, когда выручка давно осела в карманах «реализаторов», превратившись в иномарки, круизы и прочие радости жизни, а производитель все еще ищет должников.
О ВРЕДЕ БЫСТРЫХ РЕШЕНИЙ
Если к вам приходит предприниматель с предложением поучаствовать вместе с ним в каком-либо проекте, сулящем быстрые и большие деньги, не стоит начинать с подсчетов грядущих барышей, а лучше поинтересоваться, зачем для этого проекта ему вообще кто- то нужен и почему он избрал вас. Учтите, что комплиментарные рассуждения типа «Вы самый...» — отнюдь не аргумент и не повод для вложения средств в чужую мечту. Если вас подталкивают к срочному решению и действию, стоит проявить особую подозрительность. Попросите «благодетеля» представить свои предложения в виде бизнес-плана, переложив, таким образом, спешку на него самого. При этом можно не сомневаться в том, что в момент радужных предложений бизнес-план отсутствует. У нас вообще не принято приходить на переговоры с бизнес-планом и балансом. Оно и понятно: первый положительный настрой, который лучше создается с помощью живой речи, жестов и интонаций, служит отличным стимулом к быстрому установлению взаимопонимания. Такова человеческая психика, искусство общения и вербальные законы. Если уж вы построили красивую картинку в своем собственном воображении, то вам будет довольно трудно отказаться от ее воплощения в жизнь. А значит, вы уже «по одну сторону баррикад» с тем, кто ожидает от вас взаимопонимания. Такая подогретость сделает вас менее чувствительным и придирчивым к огрехам в цифрах и расчетах, которые могут всплыть в сухой печатной форме бизнес-плана.
Потому настоятельно рекомендую: начинайте тратить свое время на обдумывание целесообразности собственного участия в предлагаемом проекте только с документами и калькулятором в руках. Если главный аргумент вашего будущего партнера: «Сейчас или никогда!» — не утруждайте себя ничем, кроме ответа: «Никогда». На сто случаев принятия поспешных решений только один приходится на упущенную выгоду. История бизнеса всех времен и народов свидетельствует: в 99 случаях вы будете наказаны за скоропалительность. Никакие проблемы вашего партнера не должны решаться за ваш счет. Зарабатываются деньги годами и трудом, а теряются в мгновение и одним «шлепком» печати. Любое, даже копеечное, но реальное имущество, которым вы располагаете сегодня, в миллиард раз ценнее самого «совершенного» плана, который вам стремятся и могут навязать за считанные минуты. Затребовав бизнес-план, вы не только отсрочите собственное решение, но и познакомитесь с экономической грамотностью компаньона, от которой будет зависеть и ваше будущее.
И все-таки, даже если партнер обладает достаточным опытом и необходимыми способностями, а его план стопроцентно реализуем, конечный успех определяется еще одним, не менее важным фактором: его честностью. А обязательство быть честным невозможно ни в договор вписать, ни математически просчитать. Тут нельзя не вспомнить незабвенного Леню Голубкова с графиком роста благосостояния его семьи, в котором он не учел малого: личных человеческих качеств господина Мавроди.