Народные депутаты предлагают предусмотреть возможность введения временной государственной администрации (ВГА) на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения в случае угрозы прекращения их производства.
Соответствующее предложение содержится в законопроекте №6154, внесенном народными депутатами от БЮТ Юрием Одарченко, Владимиром Скубенко и Евгением Шаго, и зарегистрированном в Верховной Раде 5 марта.
В объяснительной записке к документу отмечается, что введение временной администрации предусматривает установление временного специального правового режима государственного наблюдения (контроля) и управления, в том числе — возможность установления определенных ограничений в хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, временная администрация вводится в случае возбуждения дела о банкротстве предприятия.
Следствием назначения ВГА, как отмечается в объяснительной записке, может стать мораторий на распоряжение имуществом предприятия на период деятельности ВГА и ведение хозяйственной деятельности под ее контролем. Порядок назначения ВГА и перечень объектов, на которых она вводится, согласно законопроекта, утверждает правительство.
Кроме того, законопроектом также предлагается ввести дифференциацию понятия «отечественная техника и оборудование для АПК» — в первый год с момента завершения приемных испытаний в стоимости техники, доля отечественного сырья, материалов и комплектующих должна составлять не менее 10%, во второй — 20%, третий — 30%, четвертый — 40%, пятый — 50%. В данное время отечественной считается сельхозтехника, если часть сырья и комплектующих отечественного производства составляет более 50%. Как заверили «День» аналитики, то, что технику предлагается считать украинской, если в ее составе хотя бы 10% деталей отечественного производства, — это «игра слов», которая поможет не совсем заслуженно показать определенный прирост выпуска украинской сельскохозяйственной техники.
Но, по мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать стимулированию развития отечественного машиностроения для АПК.
«Мы третьи по экспорту зерна, имеем свой металл, и не производить сельхозтехнику, на которую существует спрос, — халатно и преступно, — аргументирует «Дню» свою позицию один из авторов законопроекта Юрий Одарченко. — Предложенные же нами механизмы дают возможность оперативно возобновить отечественное сельхозмашиностроение».
По словам народного депутата, изучение им моментов трансформации предприятий отечественной отрасли сельскохозяйственного машиностроения показало, что Украина потеряла государственный ресурс возможностей выпуска продукции «где-то в размере шести Криворожсталей». И, как утверждает Одарченко, на каждом из предприятий отрасли есть ряд серьезных криминальных преступлений и нарушений относительно их приватизации.
«Если «откручивать» эти процессы незаконной трансформации собственности назад в судебном порядке, то такие процессы тянутся годами. Выйти на оперативное серьезное решение по возрождению того или иного предприятия отрасли сельхозмашиностроения невозможно, ведь сразу попадаешь в ярмо из многочисленных судебных дел, — объясняет народный депутат. — Чтобы государство могло активно противодействовать подобным махинациям, мы решили найти метод, который бы позволял в рамках действующего законодательства предусматривать и разрушать «схемы». Проблему можно разрешать в рамках того, что Верховная Рада принимает стратегию развития отечественной сельхозмашиностроительной отрасли, выделяет отдельные предприятия как приоритетные. И в случае недееспособности их администраций государство имеет право при определенных обстоятельствах ввести временную государственную администрацию по аналогии, как это происходит в банках».
Сравнивать временные администрации в банках и на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения не стоит, считает аналитик инвестиционной компании Foyil Securities Руслан Патлавский. Потому что, как отметил он «Дню», последние имеют относительно малое влияние на экономику страны. «Несмотря на привлекательные перспективы сельского хозяйства Украины, инвестиции именно в сельскохозяйственное машиностроение, по моему мнению, являются пока еще сомнительным делом. Ведь кто покупает отечественную технику? В основном — государственные предприятия, которые субсидируются государственным бюджетом. Крупные же агрохолдинги обрабатывают свои земли значительно более дорогой и более эффективной техникой западного производства», — объясняет свою позицию Патлавский. Вместе с тем, добавляет он, введение временных администраций на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения будет не слишком способствовать повышению инвестиционной привлекательности данного сектора.
Хотя теоретически перспективы у данного рынка довольно велики... По оценкам Руслана Патлавского, сегодня в Украине необходимо заменить минимум 80% всех тракторов, потому что срок их эксплуатации давно истек. «Поэтому, с одной стороны, рынок привлекателен, — говорит аналитик. — Но с другой — подавляющее большинство фермерских хозяйств сегодня по различным причинам просто не имеет возможности купить новую технику. На мой взгляд, здесь необходимы государственная поддержка сельского хозяйства и повышение конкурентоспособности украинского машиностроения. Если отечественная сельскохозяйственная техника станет достаточно конкурентной, и при этом дешевле западных аналогов, то я не вижу причин, почему бы те же западные агрохолдинги, которые работают в Украине, не смогли покупать именно украинскую технику».
Относительно перспектив принятия законопроекта Юрий Одарченко настроен оптимистично. «Во временной комиссии, которую я возглавляю, все три представителя БЮТ, два представителя Нашей Украины и четыре из ПР концепцию этого законопроекта поддержали единогласно. Из этого можно сделать выводы, что противоречий во ВР относительно его принятия не будет», — считает он.