ОАО «Днепрэнерго» является второй по объему генерируемой энергии компанией нашей страны. И допустимо ли, чтобы государство теряло контроль над этой мощной структурой? Тем не менее сегодня в результате манипуляций активами такая угроза более чем реальна.
А началось все еще в 2001 году с возбуждения дела о банкротстве «Днепрэнерго» Хозяйственным судом Запорожской области. Предприятие на самом деле имело долги, образовавшиеся во второй половине 1990-х годов, когда неплатежи за электроэнергию были обычным явлением. В сентябре 2003 года тот же суд утвердил реестр ее кредиторов, состоящий из 65 организаций и компаний.
На первый взгляд, при таком положении дел казалось вполне логичным последующее инициирование санации компании комитетом ее кредиторов. И в ноябре 2005 года названный суд утвердил предложенный последними план санации, а уже 26 января 2007 года комитет кредиторов по результатам конкурса утвердил в качестве инвесторов угледобывающие компании «Шахта «Комсомолец Донбасса» и «Павлоградуголь», входящие в состав корпорации «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК).
Но если вникнуть в суть происходящего, то нетрудно прийти к выводу, что речь идет о схеме скрытой приватизации «Днепрэнерго» «за долги». Она очень проста и многократно отработана. Предприятие доводится до банкротства, затем появляется «порядочный» кредитор, которому и достается впоследствии лакомый стратегический объект. Таким образом из государственной собственности был похищен не один десяток предприятий. Вот только раньше через схему приватизации «за долги» предприятия такого масштаба, как «Днепрэнерго», из госсобственности выводить не осмеливались.
Но теперь для этого подготовлена нормативная база. Так, 6 июня этого года правительство Виктора Януковича принимает постановление «О вопросах принятия решения о проведении дополнительных эмиссий акций, их выкупе государством или внесении дополнительных взносов в уставные капиталы хозяйственных обществ» №797. В соответствии с ним государство может выкупать акции допэмиссии только в том случае, если в госбюджете предусмотрены для этого соответствующие средства. Естественно, в противном случае выкупать их нельзя.
Тем не менее, хотя в госбюджете 2007 года таких средств предусмотрено не было, решение о выкупе приняли. 13 июня Кабмин издал распоряжение №407 р, в котором согласился спредложением Минтопэнерго о голосовании представителем государства — НАК «Энергетическая компания Украины» (ЭКУ) — на общих собраниях акционеров «Днепрэнерго» за проведение дополнительной эмиссии акций на 51,85 миллиона. Эмиссия проводилась для выполнения плана санации, предложенного кредиторами «Днепроэнерго», входящими в состав корпорации «ДТЭК». После предсказуемо позитивного голосования представителя НАК «ЭКУ» доля государства в ОАО «Днепрэнерго» потенциально уменьшилась с более чем 76% до 50%+1 акция. И уже 30 июня Хозсуд Запорожской области утвердил план санации «Днепрэнерго», а 28 августа его на общем собрании поддержали более чем 98% акционеров компании. Согласно плану, учрежденное кредиторами компании ООО «Инвестиционное общество» получило акции дополнительной эмиссии «Днепроэнерго» на сумму 51 млн. грн. В результате известный предприниматель и народный депутат Ринат Ахметов, в чью империю входит «ДТЭК», получил в свое распоряжение 40% акций и существенно расширил свое влияние на украинскую электроэнергетику.
Похоже, Кабмин заранее знал, что «Днепрэнерго» уйдет из госсобственности. Зная, что бюджетных средств на выкуп акций нет, правительство сознательно санкционировало дополнительную эмиссию, которая «размыла» государственную долю в стратегически важном объекте.
Государство при этом, грубо говоря, осталось у разбитого корыта. В соответствии с условиями присоединения «Инвестиционного общества» к «Днепрэнерго», учредители ООО вносят в компанию денежные средства на сумму около $208 млн. Но рыночная стоимость акций тепловой генерирующей компании до проведения собрания равнялась $386 млн., а доэмиссионная капитализация компании составляла $1,515 млрд. Так что инвесторы заплатили за полученные активы в три раза меньше реальной стоимости предприятия. Если еще учесть, что значительная часть денег, внесенных «Инвестиционным обществом» в ОАО, пошла на погашение задолженности «Днепрэнерго» перед предприятиями-кредиторами, которые входят в компанию СКМ (в соответствии с мировым соглашением инвесторы перечислили на санационный счет «Днепрэнерго» 1,052 млрд. грн. А среди тех, кто их получил, более 500 млн. грн. достались Госкомитету по государственному материальному резерву, Минфину — около 150 млн. грн. и предприятию НАК «Нафтогаз Украины» — более 46 млн. грн. (как видим, в сумме немногим меньше 700 млн.). Остальное, по-видимому, досталось кредиторам из СКМ. В результате реальная сумма инвестиций становится еще меньше заявленных $208 млн. Инвестиции банально прошли «по кругу» в одни и те же руки.
Не удивительно, что сегодня на «Днепрэнерго» уже работает полностью подконтрольный «ДТЭК» менеджмент. По итогам собрания акционеров, проведенного 27 августа, государство, несмотря на владение 50%+1 акцией ОАО, лишилось возможности влиять на его деятельность, так как представлено лишь одним из семи голосов в Наблюдательном совете компании. При этом именно Наблюдательный совет, а не собрание акционеров, где у НАК «ЭКУ» половина голосов, назначает и отзывает правление компании.
Неплохо придумано — контрольный пакет акций находится у государства, но в высшем управляющем органе оно имеет лишь 1/7 голосов. Получилось, что предприятие стратегического значения оказалось в личном пользовании частного бизнеса. Принимая все это во внимание, возврат «Днепрэнерго» в судебном порядке в госсобственность становится для страны просто жизненно необходимым.