На днях Государственная таможенная служба Украины презентовала проект «Электронной таможни», которую полностью планируется запустить до конца 2013 года. Таможенники заявляют, что готовы принимать в электронном формате документы от предпринимателей. Но процесс электронного документооборота сдерживают министерства и ведомства, которые не спешат оцифровывать нужные документы.
Напомним, что проект «Электронная таможня» начали разрабатывать еще с 2005 года. Однако настоящую основу проект получил только после появления кабминовского Распоряжения от 17 сентября 2008 года «Об одобрении концепции создания многофункциональной комплексной системы «Электронная таможня».
Таможенники рапортуют, что уже создали технологическое основание для нее: совершенствовали электронную почту и телекоммуникационную систему, запустили нужные серверы и создали комплексную систему защиты информации. А в следующие четыре года доработают механизм электронного декларирования, обеспечат взаимодействие ведомственной телекоммуникационной сети с аналогичными сетями органов государственной власти, внедрят электронную подпись, обеспечат совместимость системы контроля за перемещением грузов с новой компьютеризованной транзитной системой ЕС и завершат разработку системы анализа рисков.
На создание «виртуальной границы» в концепции предлагается выделить 1,6 миллиарда гривен. На вопросы журналистов, сколько сегодня реально освоено бюджетных средств, заместитель главы Гостаможслужбы Павел Пашко сообщил, что государством было предусмотрено 305 миллионов гривен. Однако из-за кризиса выделило только 20 миллионов гривен для оплаты услуг системы спутниковой связи и системы наземной связи между всеми пунктами пропуска.
Но ситуация с затруднительным финансированием, похоже, таможенников не огорчает. Ведь, как заметил Пашко, сейчас готовят документы о целевом финансировании проекта «Электронной таможни» от одного из международных финучреждений. А пока денег нет, виртуальную границу внедряют собственными силами. Как уверили журналистов, программное обеспечение для него пишут сами таможенники...
«Электронная таможня — это завтрашний день не только Гостаможслужбы, но и в целом внешнеэкономического пространства. Минимизация бюрократических процедур, субъективного фактора, и как следствие, уменьшение коррупционных рисков, — это и есть главная цель, которую мы закладываем при введении электронного декларирования», — называет амбициозные задачи на следующие четыре года голова Гостаможслужбы Анатолий Макаренко.
В идеале, на конец 2013 года украинская таможня должна прийти к всемирному варианту «виртуальной границы», принцип которого является очень простым и удобным. Механизм электронного декларирования в нем выглядит так: представитель предпринимателя или сам предприниматель вносит данные о товаре, который будет пересекать границу, в компьютер и посылает их на таможню. Если нужно уточнить какие-то данные, то таможня сообщает об этом предпринимателю. Если же их достаточно, то они автоматически проверяются, им присваивается номер и печатаются сопровождающие документы на товар. С этими документами товар может пересекать границу. Таможня же, где началась процедура, посылает электронное сообщение тому таможенному учреждению, где будет заканчиваться движение товара. Если на пути движения товара будут другие транзитные учреждения, их также информируют о запланированном транзите или прибытии товара. Это помогает таможенникам оперативно проанализировать информацию на основании системы рисков, и решать, кого проверять и сколько времени на это уйдет. Подобный механизм позволяет сократить длительность таможенных процедур, например, в Литве, до 30 минут.
В Украине подобная процедура на центральных таможнях может длиться и сутки, говорит главный таможенник страны. Макаренко признается: было бы хорошо, если бы таможенное оформление продолжалось хотя бы три часа.
Как подсказывает всемирный опыт, оперативность таможенников зависит еще и от того, какой процент экспортеров и импортеров имеет упрощенную процедуру пересечения границы. Внедрить в Украине «таможенную упрощенку» пытались раньше, но неудачно. Сейчас снова осуществляется попытка реанимировать ее через создание системы так называемых белых и зеленых списков, о которых уже писал «День». По данным Гостаможслужбы, в список белых уже включены 25 предприятий, а в перспективе ожидается 1 500.
По системе электронного документооборота на границе уже попыталось поработать 22 украинских предприятия. Но процесс тормозится другими министерствами и учреждениями, которые, отмахиваясь нехваткой финансирования на такие цели, не спешат с переводом в электронную форму документов, которые нужны для прохождения таможенного контроля, говорит Пашко. Так, по его словам, договоры об оцифровывании документов с таможней подписали только Гослесхоз и НКРЗ.
Однако эффективность работы виртуальной границы зависит и от того, насколько активно происходит обмен таможенной информацией между украинской таможней и таможнями других стран. По словам Макаренко, уже подписаны протоколы об обмене таможенной информацией с Россией, Беларусью, Молдовой, ожидается подписание с Вьетнамом и Китаем. Однако, если на постсоветском просторе таможенникам есть чем похвалиться, то найти общий язык с таможенными ведомствами европейских стран не просто. «Они, фактически, каждый раз должны получать разрешение как члены ЕС через Брюссель», — объясняет Макаренко. Поэтому прямой обмен таможенной информацией с европейцами происходит в пунктах таможенного пропуска.
Идею по созданию электронной границы одобряют таможенные брокеры, которые на правах анонимности пообщались с «Днем». Если проект действительно перенесут в реальную плоскость, то время прохождения таможенных процедур сократится в разы. Однако, «Электронная таможня» рискует столкнуться с сотней разнообразных разрешительных документов, которые нужно собирать в разнообразных ведомствах. Поэтому параллельно с введением электронной границы необходимо уменьшать и количество документов, которые бизнес вынужден подавать к таможенной декларации, добавляют они.