Скидки и распродажи наряду с обычной рекламой все больше становятся двигателями успешной торговли. Вот только не всегда эти акции можно назвать добросовестными. И только рынок «7-й километр» в Одессе, где на днях побывал Президент Украины, «честно» предупреждает: «покупайте только у нас, потому что в других местах вас обманут еще больше!»
Как заявил на круглом столе, посвященном борьбе за честность в рекламных акциях, директор по маркетингу и сбыту компании «Фокстрот» Сергей Цыбульский, «кидалово» в украинской торговле приобретает системный характер. И повышение цены на товар перед скидкой только один из способов и потребителю угодить, и прибыль сохранить. На втором месте, по Цыбульскому, заявленный к продаже товар, которого нет в наличии. Но есть аналогичный, ничуть не хуже, даже лучше. И тоже не дорого. А рекламируемый товар, оказывается, уже продан. (Впрочем, возможны варианты: он есть, но уже без скидки, потому что акция кончилась... буквально полчаса назад). В общем, компании идут на хитрости, снимают с себя ответственность за содержание рекламы, не указывают четкой даты начала и окончания акции.
А их конкуренты об этом рассказывают вслух и взывают к совести, настаивают на защите потребителей от действий нечестных игроков рынка, дискредитирующих всех остальных. Таковы нечестные методы рыночной борьбы.
Чтобы прекратить этот беспредел, рынок намерен сам себя регулировать. И для начала, по словам директора компании TMA Draft Ukraine Инны Юрченко, четко прописать правила проведения рекламных (или как их еще называют промоакций). Примерно по пунктам: кто (обязательное указание реквизитов организатора)? Что (товар и размер скидок)? Где (территория)? Когда (сроки проведения)? Плюс дотошное определение подарков, условия их налогообложения. Чтобы счастливчику не пришлось потом самостоятельно платить налоги.
«Необходимо создание внутреннего отраслевого кодекса, регламентирующего взаимоотношения между основными участниками рекламного процесса (клиент, агентство, потребитель, государство), — рассказывает Юрченко. — К тому же нужна комиссия, рассматривающая и решающая споры».
Сегодня все свои жалобы потребители адресуют в Госкомпотребстандарт. Сказать, что уж совсем безрезультатно — нельзя. Заместитель начальника отдела контроля услуг и рекламы этого госкомитета Ирина Свинтановская приводит несколько интересных фактов обмана потребителей в сфере услуг и продуктов питания. В боулинг- клубах цены зависят от времени суток, праздников и даже от возраста посетителей. Скидки обычно предусмотрены для студентов и учеников. В рекламе, на флаерах заявляется минимальная цена, а потом на славу отдохнувшего «убивают» счетом. Иногда у посетителя даже не хватает денег, чтобы расплатиться. Так случилось в одном из таких клубов со студентами, которые, естественно, не знали, что в День молодежи все обычные скидки отменены внутренним приказом — до начала игры их никто не предупредил. Студенты пожаловались в Госпотребстандарт, а тот подал в суд. В результате боулинг-клуб оштрафовали.
Не менее яркий пример — операция «Флинт: пиастры». В пакетиках с сухариками закладывались бумажки-пиастры, которые потом можно было обменять на призы. Но в обменных пунктах из всех заявленных призов были только сами сухарики и видеоигры. И только путем обращения в прокуратуру удалось получить от компании обещание раздать все обещанные призы...
Но, как отмечает генеральный директор компании «АБВ Техника» Николай Коробский, не все так грустно. По его словам, скидки, обещанные своим клиентам магазинами по продаже одежды или обуви, вполне реальны. Потому что в этой группе товаров наценка высокая, а сами цены сезонные. Но если говорить о бытовой технике, то там жизненный цикл потребительской стоимости товара достаточно высок. От сезонности он не зависит. «Скидки 50— 70%, конечно, формально могут быть. Но если компания хотя бы один день будет продавать товар по цене с такой скидкой, то потом ей очень долго придется покрывать свои убытки», — анализирует ситуацию Коробский.
Получается, торговец в принципе не заинтересован обманывать покупателя, но вынужден прибегать к ухищрениям: искусственно поднимать цену, от которой потом уже отнимать скидку. Не исключено, что реально он сбрасывает 3-4%. Но ведь на такой процент никто не «клюнет»...