Проблемы с таможенным оформлением грузов в портах Южной таможни решены. В настоящий момент в одесских портах находится около 8 тысяч контейнеров, и ситуация с их растаможиванием, по данным таможенников, входит в обычную колею — за день в среднем оформляется 300—350 контейнеров.
Напомним, что контейнеры с импортными товарами начали накапливаться в Одесском и Ильичевском портах с 14 по 26 января 2011 года. По словам предпринимателей и представителей профсоюзов таможенных брокеров и перевозчиков, которые работают в этих портах, силовые органы вместе с таможенниками требовали взятки за пропуск контейнеров. Зато стражи границы заявили, что на бизнес никто не «давит», просто в портах областное управление СБУ проводит действия по профилактике предупреждения незаконного перемещения товаров через границу.
Ситуация с растаможиванием контейнеров начала решаться после вмешательства главы Одесской областной государственной администрации Эдуарда Матвийчука, рассказали «Дню» таможенные брокеры. 1 и 7 февраля 2011 года губернатор встретился с представителями бизнеса, таможенников и силовых органов.
Как рассказал «Дню» заместитель председателя Одесского профсоюза таможенных брокеров и предпринимателей Виктор Остапенко, на этих встречах все стороны имели возможность услышать друг друга и поставить вопрос. Однако, по его словам, даже после этого у бизнеса остались вопросы.
За период контейнерной блокады предприниматели получили убытки, говорит Остапенко. Правда, точная цифра, по словам заместителя председателя Одесского профсоюза таможенных брокеров и предпринимателей, еще подсчитывается. При этом он признает, что снизить потери бизнеса удалось за счет того, что порты согласились снизить на 20% ставку на стоянку.
Прокомментировать причины январской задержки при растаможивании грузов в одесских портах «День» попросил заместителя председателя Государственной таможенной службы Украины Сергея СЕМКУ:
— Какая на данное время ситуация с растаможиванием контейнеров в Одесском и Ильичевском портах?
— Давайте сравним таможенное оформление грузов в этих портах в период 1—6 января и 1—6 февраля 2011 года. За первый период в январе в Ильичевском порту (в режиме внутреннего и проходного транзита) оформлено 485 контейнеров, в феврале — 2134 контейнеров. По Одесскому порту цифры соответственно — 880 и 3058 контейнеров. То есть динамика в течение двух месяцев выросла почти в четыре раза. Это указывает на стабилизацию ситуации. По моим прогнозам, Южная таможня вернется на декабрьский показатель пропуска контейнеров на внутренние таможни — в среднем 300—350 контейнеров в день — 15 февраля. Уже с начала февраля в обоих портах стабильно держится средний показатель хранения ввезенных контейнеров на уровне около 8 тысяч физических единиц в сутки.
— Среди причин задержки растаможивания товаров на Южной таможне брокеры и предприниматели называют вымогательство взяток со стороны таможенников. Ваш комментарий.
— С 16 по 24 января 2011 года задержки с таможенным оформлением товаров возникли в связи с проведенным Областным управлением СБУ действий по профилактике предупреждения незаконного перемещения товаров через границу. Эти задачи возложены на них по закону. Но в одесском регионе сложилась такая практика, что когда начинается проверка СБУ, то она тянет за собой паралич у субъектов предпринимательства и экспедиторов на границе. Были такие дни, когда контейнеры для оформления не подавались, хотя уже прибыли в порт. Бизнес, допускаю, хотел переждать проверку. Почему? Если в контейнерах находится действительно товар, который заявлен в транспортных и сопроводительных документах, то почему бояться его задекларировать и предъявить таможне? В таком случае никаких проблем при таможенном оформлении не возникает.
— Я уточню: прокомментируйте заявления бизнеса о том, что из Киева пришла неофициальная команда платить таможенникам «откат» за каждый контейнер.
— Вымогательство взятки — это преступление, за которое нужно карать. Но в таком случае должны быть доказательства этого преступления. На встрече с одесским бизнесом я просил привести факты в подтверждение их слов, и мы бы их сразу пустили в проверку. Но официальных заявлений на данное время не поступало. Поэтому пока еще такие заявления расцениваю как словесную инсценировку.
— Какую сумму таможенных платежей недополучила таможня за неделю выяснения контейнерного вопроса?
— Южная таможня дает около 30 миллионов гривен таможенных платежей за сутки. То есть за месяц — это около 800 миллионов. По нашим подсчетам, от задержки оформления контейнеров таможня недополучила около 200 миллионов гривен. Однако, ситуация стабилизировалась. До 15 февраля проблема с таможенным оформлением накопленных товаров в контейнерах будет решена, и сумма недополученных доходов с определенной часовой задержкой обязательно поступит в бюджет.
— Вы говорите, что предприниматели не подавали документы на растаможивание, а они, напротив, утверждают, что даже зарегистрированные к оформлению контейнеры и грузовики не оформлялись, а просто держались в портах.
— Это исключено, потому что при отказе в оформлении груза выдается карточка отказа, в которой указано причина таких действий.
— Все это правильно. Но, по словам бизнеса, эти карточки тоже не выдавались.
— Мы пытались проверить эту информацию и просили бизнес предоставить информацию о том, на каком этапе, в каком отделе, какой инспектор, когда именно нарушил норматив о выдаче карточки об отказе в растаможивании товара. Но опять же — никаких понятных объяснений. Предоставлялась очень общая информация без желания конкретизировать ее.