В последний день мая Верховная Рада приняла законопроект, согласно которому временно (до 31 декабря 2018 года) значительно снижаются ставки акцизного сбора на подержанные легковые автомобили. В соответствии с законопроектом, стоимость подержанных автомобилей снизится на 30—40%.
По словам народного депутата Игоря Гузя, ставка на растаможивание автомобилей с объемом двигателя 1 л была 1761 евро, теперь будет только 63 евро, для двухлитровых автомобилей была 4882 евро, будет 534 евро. А для наиболее популярных автомобилей с двигателем 1,5 л — вместо 3 тысяч евро оплатить нужно будет 90 евро.
Сниженный акциз касается только бензиновых и дизельных двигателей. И купить более дешевую подержанную иномарку можно будет только для собственного пользования, а не на продажу. То есть, одна машина — один раз в год. Чтобы продать такое авто на протяжении года — нужно будет растаможивать его по акцизным ставкам, которые действуют сегодня. Также по сниженным акцизам нельзя будет купить старые авто, выпущенные до 1 января 2010 года. Новые акцизы не распространяются на иномарки, не отвечающие экологическому стандарту Евро-5 (который вводится в действие в Украине в этом году). Также уменьшенные акцизные ставки не будут распространяться на автомобили, завезенные из России или оккупированных территорий Украины.
Директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко утверждает: «снижение цены на подержанные иномарки — хорошее нововведение для обычных людей, но в то же время — это ларец Пандоры для государства». «Теперь контрабандисты «разгуляются» на полную, ведь будут иметь возможность завозить новые автомобили под видом старых без уплаты налога», — говорит эксперт. И хотя раньше контрабандно, по словам Назаренко, тоже ввозили новенькие авто по процедуре подержанных и, соответственно, меньшим НДС, однако, до принятия закона акциз был гораздо выше, и это, так сказать, «сглаживало» потери госбюджета от таких «схем».
В свою очередь, эксперт группы «Реанимационный пакет реформ» Владимир Дубровский в комментарии сайту «24», рассказывает, что президент может иметь частные интересы, запрещая снижать акцизный сбор на подержанные иномарки. «Мотив, тот, что, можно сказать, Порошенко был связан с автомобильным бизнесом. Есть предположение, что и в настоящее время с ним связан. Поэтому у него могут быть собственные интересы или интересы друзей», — отметил он.
«С другой стороны, — говорит Дубровский, — может быть политическая договоренность и давление со стороны регионалов, которые в действительности этот бизнес в Украине контролируют. Возможно, они там как-то сторговались».
Единственным объективным предостережением, по мнению эксперта, может быть опасение, что украинцы начнут массово скупать валюту, чтобы ввезти автомобиль.
«Но это предостережение абсолютно ошибочно, мне трудно представить людей, которые бы имели какие-то гривневые сбережения и их конвертировали в валюту, чтобы ввезти подержанный автомобиль. Я думаю, что таких людей будет очень немного», — подчеркивает Дубровский.
Политически, добавляет эксперт, это был бы очень удачный шаг, если бы Президент данный закон подписал, и украинцы среднего класса получили «за все неурядицы, которые имеют, хотя бы какой-то утешительный приз». А если Президент наложит на него вето, то это станет сокрушительным ударом по его репутации и рейтингу, комментирует специалист.