Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Инвестиционный автоклимат потеплеет

13 марта, 2004 - 00:00

На прошлой неделе Президент Украины вернул в парламент Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины» с рекомендацией принять его в авторской редакции. На этой неделе парламентский комитет по финансам и банковской деятельности единогласно согласился с предложением главы страны.

Но все рекомендации Президента касались только одной статьи — четвертой. Согласно принятому Верховной Радой закону, она предусматривает определение страны происхождения автомобилей, мотоциклов, комплектующих и запчастей к автомобилям в соответствии с 227 — 279 статьями Таможенного кодекса Украины. Однако, как отметил один из авторов законопроекта, народный депутат Ярослав Сухий, в Таможенном кодексе определяется страна-производитель товаров с целью тарифных и нетарифных мероприятий регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Украины и их вывоз. Эти критерии имеют общий характер и предусмотрены для широкого спектра продукции, поэтому не могут использоваться для объективной оценки товаров, потому что они выпускаются конкретным производителем. Что и отметил в письме в парламент Президент Л. Кучма.

Следовательно, толкование вышеизложенных критериев будет оставлено на усмотрение субъекта, определяющего происхождение товара. А это значит, что «украинскими» могут называться любые автомобили, которые даже частично собирались в Украине. Например, если из стран Западной Европы прибыла партия автомобилей, которым осталось прикрутить колеса, с них уже не будут платить таможенные сборы. Доход от них кроме импортера и самого производителя получит только государство-производитель. А украинский бюджет будет терять миллионы долларов ежегодно.

Эта статья Закона, считает Я. Сухий, фактически уничтожает заложенную в законопроекте систему стимулирования автомобильной промышленности и нивелирует влияние положений закона на предприятие как этой, так и смежных отраслей. По его мнению, ввод в действие такого закона никоим образом не стимулировал производство пригодной для экспорта продукции, не создавал рабочих мест и не содействовал модернизации предприятий.

Более того, как отметил народный депутат Василий Гуреев, крупноузловая сборка (то же прикручивание колес, широко практикующееся сейчас ) без параллельного создания мощностей для полноценного производства приносит огромный вред государству. «Во-первых, она является альтернативой прямому импорту и существенно уменьшает поступления от таможенных платежей. Во-вторых, разрушает инвестиционный климат в государстве, поскольку служит продолжением заводских конвейеров иностранных производителей без вложения ими реальных инвестиций в украинскую экономику», — считает В. Гуреев.

Именно поэтому возможность таких сборок предоставляется предприятиям преимущественно в развивающихся странах. И исключительно под обязательства локализовать производство с начальным порогом локализации 40 — 60%. При этом ввозная пошлина на продукцию устанавливается на уровне от 40 до 100% (!).

Но Украина, лояльно относясь к импорту, не хочет оставаться на одной ступени со странами, обслуживающими производство интернациональных корпораций и не имеющих никаких шансов ни поднять собственный имидж, ни создать собственное прибыльное производство. Или тяжело сделать выбор?

Дмитрий СТАХОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ