Украина для автотранзита то же самое, что Суэцкий канал для морских перевозок, считает глава «Укравтодора» Вадим Гуржос. Но, по его мнению, из-за плохих дорог страна ежегодно теряет 2,5 — 3 миллиарда гривен на неиспользованном транзите. Чтобы этого не было, нужно построить практически 3,5 миллиона километров дорог, вложив больше девяти миллиардов долларов. У государства таких денег пока нет. Но они есть у инвесторов, которые хорошо понимают значение украинских дорог.
Министерство транспорта и связи совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) пригласили инвесторов на Международную конференцию «Перспективы Украины во внедрении государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах». При этом, чтобы поднять статус этого собрания, министр Виктор Бондарь заявил, что главным устроителем конференции является Президент Виктор Ющенко (государственные дела не дали ему возможности присутствовать).
Как рассказал присутствующим директор бизнес-группы ЕБРР «Юго-Восточная Европа» Оливер Декамп, в Украине необходимо внедрить государственночастное партнерство (ГЧП) в инфраструктурных проектах, и ЕБРР готов в этом помочь. По его мнению, в Украине сейчас достаточно благоприятный климат для таких проектов, которым грех не воспользоваться. Он напомнил, что за прошлый год инвестиции во многих сферах, в том числе и в транспортной, были увеличены (имелись в виду наверняка кредиты ЕБРР и Дойчебанка на строительство трасс Киев — Чоп и Киев — Одесса). Представитель ЕБРР также отметил, что такое партнерство из-за отсутствия бюджетных средств станет самым большим источником финансирования проектов в Украине.
В мире сейчас существуют три модели ГЧП: платная дорога, когда все риски возлагаются на инвестора, модель смешанной платы за проезд, когда затраты на строительство оплачивают и пользователи, и государство, а также плата за эксплуатационную готовность дороги, когда государство на протяжении 20 — 30 лет выплачивает инвесторам затраты на постройку и эксплуатацию дороги. По словам экспертов из ЕБРР, последняя модель лучше всего подходит для стран с новыми рынками и переходными экономиками, которые в большинстве случаев не имеют альтернативных дорог.
Привлечение денег частных инвесторов для создания государственной сети автодорог — вещь не новая и уже давно известная в мире. В разное время ею воспользовались Ирландия, Италия, Германия, Япония, Польша, Литва и многие другие страны. Теперь пришел час и Украине избавляться таким образом от одной из своих извечных бед.
Однако, как отметил О. Декамп, существуют определенные риски в имплементации и проведении некоторых проектов. Поэтому правительству есть над чем работать и, в первую очередь, — над совершенствованием законодательства. По замечаниям «Укравтодора», существующие Законы «О концессии» и «О концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог» не могут помочь привлечь инвестиции, поскольку со стороны государства не предусмотрена ответственность за риски, тогда как сроки окупаемости слишком велики и нет другой модели финансирования, кроме платной дороги. Впрочем, по словам В. Бондаря, правительство согласно с тем, что законодательством недостаточно прописаны статус дорог и структура возвращения средств инвесторам, и готово рассмотреть новый законопроект, готовящийся «Укравтодором». Как считает министр, при благоприятном стечении обстоятельств (то есть удачном окончании выборов. — Авт. ) уже к концу этого года будет понятен порядок вложения средств и их возвращения, а следовательно, появится возможность строить дороги на основе такого партнерства.
Впрочем, как отметил директор транспортного управления ЕБРР Рикардо Пулити, одного специализированного законодательства мало. Кроме этого, поскольку все проекты долгосрочные, необходима некая политическая последовательность, постоянная политика государственных закупок, с чем у нас пока есть определенные проблемы, и специализированный орган, который бы занимался исключительно ГЧП. Также, по его словам, программа государственных гарантий должна быть независимой от бюджета.
Обо всем этом наше правительство пока, наверняка, не задумывается. Но дороги Украине действительно крайне необходимы. Как рассказал Гуржос, до 2010 года планируется построить и отремонтировать множество дорог практически по всем направлениям. Но если большинство из них будут бесплатными, то одну — участок дороги М26 от границы с Россией до Днепропетровска через Харьков — «Укравтодор» планирует сделать платной, поскольку рядом находится альтернативная дорога. Впрочем, это пока что только планы.
Стоит отметить, что не все эти дороги будут строиться за счет концессионеров. Часть их будет финансироваться за счет кредитных средств. Как отметил Гуржос, «Укравтодор» привлек 300 млн. евро кредита для завершения ремонта автомобильной дороги Киев — Чоп на участке Ровно — Киев. Из этой суммы 150 млн. евро предоставляет ЕБРР и столько же Европейский инвестиционный банк. Кроме того, разворачивается сотрудничество со Всемирным банком (выбор и финансирование в 2007 г. проектов автомобильных дорог на сумму 150 млн. евро). Также будет объявлен международный тендер на привлечение в 2006 г. 300 млн. евро на строительство, реконструкцию и ремонт магистральных автодорог под государственные гарантии.
Кроме этих заявленных средств, по словам директора ЕБРР в Украине Камена Захариева, при условии стабильности в законодательстве ЕБРР может увеличить кредитование до 800 млн. евро в год. Банк также готов профинансировать 20% от общего объема инвестиций, необходимых для дорожного строительства.
Европейские инвестиции будут полезны также и для ЕС. Как заявил В. Бондарь, министерство намерено за пять лет довести до уровня первой категории все дороги, которые совпадают с четырьмя международными транспортными коридорами, маршруты которых проходят через Украину.
Первые шаги в этом направлении были сделаны непосредственно на конференции. В. Бондарь и министр финансов Венгрии Янош Вереш подписали межправительственное соглашение о точках соединения автомобильных дорог на украинско-венгерской границе в рамках международного транспортного коридора №5. Как сообщил В. Бондарь, Украина и Венгрия шли к этому 16 лет. Это соглашение позволяет построить трассу Киев — Винница — Хмельницкий — граница с Венгрией. Это будет стоить стране больше четырех млрд. евро. По словам министра, к делу приступят сразу после подписания: в текущем году будет отработана вся техническая документация и проведен тендер по привлечению частного инвестора, который поможет государству строить дорогу. Само же строительство начнется в 2007 году и займет не менее семи лет. Но, поскольку закон о ГЧП пока не приняли, рисковать будут только инвесторы.