«День» уже не впервые рассказывает о ходе и проблемах жилищно-коммунальной реформы. Последняя публикация «Коммунальная реформа готова. Где взять 83 миллиарда гривен?» (12 июня, № 93) заставила взяться за перо членов правления Киевского объединения владельцев многоквартирных домов (ОВМД) «Ярославский-4», которые, к сожалению, не хотят указывать своих фамилий, так как со строителями и работниками государственных жэков им еще не раз придется общаться...
Рыночная экономика с социальной составляющей — это тот девиз, с которым согласны все политические силы в стране. Однако трудно возразить, что в нынешних условиях практически невозможно за бюджетный счет обеспечить эффективное функционирование главных социальных сфер: образование, охрану здоровья, жилищное строительство, коммунальную систему. Особенно это характерно для отрасли, названной в этом списке последней. Поэтому, по-видимому, для управления и содержания жилищно-коммунального хозяйства стоит привлекать владельцев жилья.
Но, согласитесь, сделать это будет невозможно до тех пор, пока не будет четких правил игры. Законодательство должно предоставлять объединениям владельцев равные условия с государственными или коммунальными службами. Сегодня этого не происходит. Хочу продемонстрировать это на примере объединения, к которому имею отношение.
В жилищно-коммунальной сфере наглядно видно катастрофическое старение, если не распад жилищного фонда и систем его жизнеобеспечения. Поэтому государство предложило приватизацию жилья и предоставило гражданам право им управлять, внедрив, в придачу к жилищно- строительным кооперативам, которые имели определенную автономию в своей деятельности, такую организационную форму как ОВМД. Эти организации существуют вот уже больше пяти лет (с ноября 2001 года, когда был принят соответствующий закон).
Наше объединение (находится в Киеве, на Подоле) мы регистрировали правдами и неправдами несколько месяцев. Количество документов и сложность их получения были просто невероятны. В конечном итоге, когда все было собрано, в соответствии с законом, нас должны были зарегистрировать бесплатно, но... ведомственные инструкции берут верх! Заплатить, как того требует чиновник, оказалось быстрее и дешевле, чем доказывать обратное.
Далее начались трудовые будни, которые состояли, прежде всего, из общения с застройщиком и беготни по поводу заключения договоров (на тепло, электроэнергию, воду, лифт, вывоз мусора и тому подобное).
Неподготовленного человека все эти длительные и иногда абсурдные процедуры могут ввести в состояние прострации и потери связи с реальностью. Поэтому готовьтесь, неофиты ОВМД, — для этого нужны крепкие нервы и железная выдержка. Но и в этом случае успех вам не всегда гарантирован. Обычный пример переговоров, происходивших при приеме индивидуального теплопункта.
Представитель «Киевэнерго»: здесь и здесь должны быть манометры.
ОВМД — тресту «Киевгорстрой 1»: нужны два манометра,потому что нам не включат тепло.
«Трест Киевгорстрой-1» — ОСББ: работы выполнены согласно проекту, а если в проекте этих приборов нет, то все вопросы к проектировщику. (На вопросы, будут ли они строить при условии, если в проекте дом будет крышей вниз, ответ был утвердительным. Главное — освоить средства).
Дом у нас небольшой — на 27 квартир, что в принципе является типичным для Подола, поэтому расходы на содержание в перерасчете на каждого жителя оказались существенными. Однако их удалось снизить до приемлемого уровня за счет того, что удалось найти людей, которые по различным причинам были согласны на низкие зарплаты, которые им предлагались (хоть и с небольшим объемом работы). Однако это благополучие временное, и рано или поздно встанет вопрос о повышении заработной платы, тем более, что инфляция оплаты труда искусственно провоцируется нынешним мэром, которого зациклило на двух тысячах жалованья для дворников. Знает ли он, сколько получают мастера и квалифицированные рабочие в жэках?
Отдельный вопрос для новостроек — это отношения с застройщиком. ОВМД должно принять дом на баланс, но эта, казалось бы, чисто формальная процедура превращается в излюбленную национальную игру «кинь ближнего». Не имея строительного образования, мы невооруженным глазом насчитали около пятидесяти недостатков и дефектов дома, о чем и сообщили компании-застройщику, параллельно послав предложение относительно создания комиссии по принятию дома на баланс. Была одна просьба с нашей стороны — ликвидируйте хотя бы половину недостатков до начала работы комиссии, что свидетельствовало бы о добром намерении компании довести дом до нормального состояния. С того времени наше общение остановилось на отметке «холодно». К слову, подземный паркинг под домом, построенный еще в 2004 году, до сих пор не передан в пользование владельцам, а точнее инвесторам, поскольку свидетельства о праве собственности застройщик не оформил до сих пор. Так же отсутствует и технический паспорт на дом, оформление которого для одного из ведущих застройщиков столицы является слишком дорогим.
Главный вопрос, нужны ли ОВМД только жильцам, или государство тоже заинтересовано, чтобы у жилья был эффективный управитель. Очевидно, что этот интерес должен существовать. Ведь сохранность жилищного фонда путем оптимизированного управления — задание огромного государственного значения. Тогда встает вопрос равного доступа ОВМД и ЖСК к бюджетному финансированию. Но, соглашаясь с тем, что объединения владельцев работают довольно эффективно, а в жэках господствует анархия, безответственность и злоупотребления, государство все равно выделяет средства только под жилье коммунального подчинения. «Вы не наши и мы вас не знаем», — не раз приходилось нам слышать от чиновников ЖКХ.
Подводя итог, нам приходится констатировать: ОВМБ выживать трудно, поскольку большинство проблем являются системными и находятся вне границ доступности этих организаций. И чтобы планы министра по вопросам ЖКХ Александра Попова охватить ОВМД до 2012 года 80% жилищного фонда страны воплотились в реальность, мы могли бы дать ему несколько рекомендаций, которые, на наш взгляд, могли бы значительно упростить жизнь граждан, желающих жить в нормальных условиях:
1. Разработать четкий и понятный процесс регистрации ОВМД.
2. Наладить механизм юридической и налоговой поддержки их деятельности.
3. Сделать процесс приемки новостроек в эксплуатацию максимально жестким и искоренить коррупцию в этой сфере, поскольку приемочные комиссии подписывают все необходимые бумаги с почти закрытыми глазами, а владельцы квартир вынуждены в течение нескольких лет исправлять недостатки строителей, которые комиссия, состоящая из специалистов-профессионалов, почему-то не заметила.
4. Упорядочить работу естественных монополий, которые почти полностью приватизированы по коррупционным схемам и соответствующим образом работают.
Но главная проблема заключается в том, что отсутствует форум, где руководители ОВМД могли бы делиться опытом, информацией, методами борьбы с чиновничеством и многочисленными подводными течениями ЖКХ. Союз владельцев жилья Киева и новообразованный всеукраинский Союз владельцев жилья в настоящее время не в состоянии предоставлять квалифицированную помощь. Определенные советы — да. Причины этому могут, быть разные и лучше всего их объяснят руководители этих организаций. Ко времени создание некоего ресурсного центра с определенной долей государственного финансирования, который бы предоставлял консультационные услуги по всем сферам деятельности ЖКХ. Теперь многим руководителям ОВМД приходится изобретать велосипед, причем всем одновременно.
Впрочем количество реальных хозяев домов, хоть и медленными темпами, но растет. Хотите знать причину этого? Наши люди, в подавляющем большинстве, по натуре оптимисты и верят в лучшее. Поэтому и идут на создание ОВМД, потому что, если бы знали, на что идут, то вряд ли отважились бы.
КСТАТИ
Коммунальщики с 1 июля будут получать надбавки к зарплате
Министр ЖКХ Александр Попов и председатель Центрального комитета профсоюза работников отрасли Алексей Романюк подписали соглашение, которым официально оформили свои отношения до 2009 года. «В процессе развития и реформирования ЖКХ мы не должны потерять социальный аспект», —отмечает министр, говоря о главной цели документа.
Договор направлен главным образом на повышение заработной платы. Кроме обязательного государственного денежного минимума, работники ежемесячно будут получать отраслевую надбавку. Ее размер будет определяться системой тарифных коэффициентов (от 1,1 до 1,8) в соответствии с профессиональной градацией отрасли. Как рассчитать, сколько же получит коммунальщик с первого июля, «Дню» объяснил сам министр. По его словам, это очень просто: минимальная зарплата умножается на соответствующий профессиональный коэффициент.
Профсоюз обещает помогать воплощать в жизнь инициируемые министерством отдельные тарифные механизмы для каждой подотрасли. А за это требует продолжать отчислять из фонда оплаты труда 3— 5% на свои потребности. В прошлом году в тарифах на воду и тепло их отменили. «Сегодня профсоюз остался единственной организацией, куда человек может обратиться в случае несчастья. Ограничивая его в средствах, мы фактически оставляем человека без какой-либо помощи», — говорит Романюк. Министр его поддерживает.
А еще между ними речь шла о создании организации работодателей отрасли — Союза работников ЖКХ. Надеются, что таким образом удастся разобраться с реальным состоянием на местах и создать силу, способную защищать интересы работодателей, то есть, в основном, мэров городов на всех властных уровнях.