С инициативой создать рабочую группу на последней сессии Черниговского областного совета выступил депутат Дмитрий Блауш, к которому в письменном виде обратились работники Смолинского торфозавода. Избранники большинством поддержали предложение «радикала» и назначили опытного заместителя председателя облсовета «агрария» Арсена Дидура председателем рабочей группы.
На первом же ее заседании встал вопрос доведения предприятия до искусственного банкротства для его дальнейшей приватизации. Один из виновников собрания, недавно назначенный директор ГП «Черниговторф» луганчанин Павел Яремко, на заседание не явился, поэтому членам рабочей группы пришлось фактически выслушивать монолог представителей трудового коллектива завода и свидетелей конфликта. Одним из таких свидетелей оказался недавно избранный «радикал» Блауш, который до того полгода занимался проблемами заводчан и даже выводил трактора с торфом под стены Черниговской ОГА.
«Я неоднократно бывал на заводе и видел так называемые инвестиции ООО «Терма-Груп», которые они оценили в 25 миллионов гривен, — возмущается избранник. — Фактически это — куча ненужного металлолома, которую оценили как средства, вложенные в развитие предприятия. Насколько мне известно, это не единственная проблема работников, и потому я предлагаю коллегам детально во всем разобраться».
«Первое, что хотели сделать так называемые инвесторы — это порезать наши прессы. Вместо них они обещали привезти новые. Хорошо, что мы их вовремя остановили, потому что если бы тогда поверили, то завода бы уже не было, — не скрывает свои негативные эмоции начальник участка «Смолинского торфозавода» ГП «Черниговторф» Андрей Страхов. — Нам запретили запускать завод, хотя предыдущий инвестор за год его полностью отремонтировал. Сам же руководитель «Черниговторфа» Павел Яремко отчитался руководству госконцерна «Укрторф» о том, что завод невозможно запустить. В знак протеста мы дважды перекрывали трассу с требованием запустить завод. В августе мы его таки запустили, причем самостоятельно, и набили полные бункера торфобрикета. Руководитель «Укрторфа», который приехал сюда для урегулирования конфликта, даже удивился, как нам это удалось, ведь если верить документам, то наш завод неисправный».
МАХИНАЦИИ СО СБЫТОМ
Несмотря на наличие продукции, заводчане долгое время не могли ее реализовать. По словам Андрея Страхова, руководство ГП «Черниговторф» умышленно затягивало время и не выставляло цену на торфобрикет. Только в начале ноября стала понятной цена продукции. Но выставили ее не в госпредприятии, в подчинении которого находится Смолинский торфозавод, а в частной фирме — ООО «Терма-Груп». К тому же выставленная цена была значительно выше аналогичной продукции других предприятий.
Работница Смолинского торфозавода и депутат Черниговского райсовета Валентина Огиенко продемонстрировала членам рабочей группы платежные документы с исходными данными инвестора ООО «Терма-Груп». В соответствии с ними, стоимость одной тонны торфобрикета составляет 1200 гривен, в то же время «Ирванцовский торфоперерабатывающий завод», который также находится в подчинении ГП «Черниговторф», сбывает аналогичный брикет по 845 гривен за тонну. Где оседают 355 гривен с каждой тонны?
По словам депутата, сбыт продукции происходит через бухгалтерию ООО «Терма-Груп», бухгалтер которой все время находится на предприятии. Вместе с бухгалтером на территории государственного завода находится и охранная фирма «Донбасс». К ней претензии не только у заводчан.
«Этот завод — это изюминка нашего поселка, на нем держится все, и бюджет в том числе, — говорит сельский голова Смолина Иван Смирнов. — На данный момент от завода мы не получаем никакой поддержки. Если раньше предприятие нам во всем помогало, то сейчас мы даже трактора арендуем, чтобы почистить снег. Что касается так называемых инвесторов, то я скажу прямо: с ними кашу не сваришь».
ВМЕСТО СОБСТВЕННОГО ТОРФА — РОВЕНСКИЙ
По словам заместителя начальника управления Гоструда в Черниговской области Ирины Хоменко, задолженность по зарплате работникам «Смолинского торфобрикетного завода» в настоящее время составляет 201,6 тысячи гривен. Налоговые обязательства предприятия значительно больше — свыше двух миллионов гривен.
Руководство Черниговского района жалуется, что ГП «Черниговторф» негативно влияет на статистику района. Вместе с тем, в райсовете отмечают, что не имеют влияния на госпредприятие.
«В начале сентября райгосадминистрация проводила торги по закупке торфобрикета для образовательных заведений, — говорит заместитель председателя Черниговского районного совета Владимир Полищук. — ООО «Терма-Груп» выставили самые высокие цены, поэтому тендер выиграло предприятие из Ривненщины. Получается, что из Ривненской области возить торф дешевле, чем из предприятия, которое расположено в 40 километрах от Чернигова». Абсурдность ситуации заключается в том, что даже детский сад в Смолине отапливают ривненским торфом.
Отрицать или опровергнуть информацию другая сторона не смогла, ведь представители ООО «Терма-Груп» на заседание не явились, а руководитель «Черниговторфа» Павел Яремко прислал своего заместителя по производству. Фактически Юрий Бондаренко должен был отдуваться за своего шефа. По существу поставленных ему вопросов он так ничего конкретного ответить не смог. «Я не понимаю, почему меня прислали сюда, — удивленно говорит чиновник. — Я производственник и в бухгалтерии не разбираюсь».
Председатель рабочей группы Арсен Дидур поинтересовался у представителя госпредприятия, какой в данном случае является роль инвестора, если фактически счета завода арестованы, а долг «Черниговторфа» составляет более 18 миллионов гривен. «Эти долги накапливались не один и не два года, — объясняет Юрий Бондаренко. — Они тянут за собой кучу проблем, поэтому без инвестора «Смолинскому торфозаводу» не выжить, разве что государство спишет предприятию долг».
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ СТОЯТ В ОЧЕРЕДИ ЗА НАШИМ ТОРФОМ»
Представители завода кардинально иного мнения. Они говорят, что смогут выжить как без «Черниговторфа», так и без инвестора.
«Люди, предприниматели стоят в очереди за нашим торфом, — говорит начальник участка Андрей Страхов. — В то же время завод за последних полгода работал всего 30 дней, потому что нет реализации. Мы можем производить 80 тонн в сутки. Есть предприниматели, которые готовы забирать весь выработанный брикет и давать реальные деньги на производство, — продолжает он. — Мы можем и хотим работать на себя, и потому просим областной совет взять завод под свою опеку».
В конце концов, заместитель председателя Черниговского облсовета Арсен Дидур поручил аппарату облсовета направить обращение в соответствующие органы, чтобы те провели проверку на предмет соблюдения трудового законодательства и выполнения пунктов инвестиционного соглашения.
«Я предлагаю встретиться с руководством ООО «Терма-Груп» и директором ГП «Черниговторф», они должны дать четкие ответы на поставленные вопросы, — сказал он. — Если все окажется хорошо, то нужно рассмотреть вопрос компромисса между сторонами конфликта. В конце концов, если представители трудового коллектива не готовы к компромиссам, то мы сделаем инвесторам предложение, от которого они не смогут отказаться».
В рамках этого предложения делегация во главе с заместителем председателя облсовета Арсеном Дидуром, инициатором рабочей группы Дмитрием Блаушем и председателем Черниговского райсовета Александром Ларченко намерены прийти в кабинет к руководителю государственного концерна «Укрторф» и спросить о законности назначения Павла Яремко на должность директора госпредприятия.
Тем временем, юридический отдел Черниговского областного совета получил поручение исследовать возможность перехода Смолинского торфозавода в коммунальную собственность. Работники завода от такой инициативы просто в восторге. Депутаты же пообещали, что в ближайшее время Черниговщина будет с собственным дешевым торфом.