Парламенту предлагают «отбилить» часть земельного рынка. В частности речь идет об урегулировании земельных отношений в части наследства умерших. Об этом говорится в представленном во ВРУ законопроекте №3006 от 01.09.2015 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты о правовой судьбе земельных участков, собственники которых умерли». Цель документа навести порядок в этом вопросе. Авторы законопроекта (народные депутаты Тарас Кутовый, Алексей Мушак, Александр Бакуменко, Леонид Козаченко, Николай Кучер (БПП), Олег Кулинич (группа «Партія Відродження»), Вадим Ивченко (ВО «Батьківщина»), Валерий Лунченко, Вадим Кривенко («Народный фронт»), Иван Мирошниченко, Александр Опанасенко (объединение «Самопоміч»), Сергей Лабазюк (группа «Воля народа») убеждены — это увеличит материальную базу местного самоуправления более чем на 1 миллиард гривен ежегодно.
Напомним, что по существующему законодательству предусмотрено право территориальных общин на получение в судебном порядке в коммунальную собственность имущества, которое входит в состав наследства умерших (в случаях отсутствия наследников, отстранения их от права на наследование, непринятия ими наследства, а также отказа от его принятия). Однако на практике у местной власти возникают многочисленные проблемы. Огромное количество недвижимого имущества, собственники которого умерли, не оставив наследников, годами находится «в подвешенном состоянии», а процесс признания его наследством без наследников осуществляется очень медленно.
«Особенно актуальной эта проблема является для случаев, когда в составе имущества есть земельные участки сельскохозяйственного назначения. Отсутствие определенности в правовой судьбе таких участков не дает возможность официально оформить право пользования ими, в том числе на условиях аренды. Поэтому значительное количество площадей таких земель или используется без оформления каких-либо прав, или вообще не используются и зарастает сорняками. Официальная статистика общей площади таких земель отсутствует. Но по некоторым подсчетам, они составляют до 15% площади земельных массивов, что в целом по Украине превышает 1,5 миллиона гектаров. В результате местные бюджеты лишены ежегодных налоговых поступлений от арендной платы за землю в размере около 1,1 миллиарда гривен», — говорит один из авторов законопроекта, народный депутат из Полтавщины Олег Кулинич.
Кроме того, особенностью земельных участков сельскохозяйственного назначения является необходимость их постоянного использования по целевому назначению с целью сохранения их качественных характеристик. Длительное неиспользование таких земель отражается не только на их состоянии, но и негативно влияет на состояние смежных земельных участков из-за проникновения сорняков.
Законопроект предусматривает:
— предоставить право на получение в коммунальную собственность недвижимого имущества, которое находится в составе наследства умерших, территориальной общине за местом расположения такого имущества;
— установить порядок информационного взаимодействия между Государственным реестром актов гражданского состояния граждан, Наследственным реестром, Государственным реестром вещественных прав на недвижимое имущество, Государственным земельным кадастром, по выявлению недвижимого имущества, которое должно быть признано наследством умерших, и сообщения об этом органам местного самоуправления;
— установить правило, по которому, в случае смерти арендодателя до окончания срока действия договора аренды, такой договор считается продленным до государственной регистрации права собственности наследника на такой земельный участок или вступления в законную силу решения суда о признании наследства без наследников, а также остановить на этот период сроки сообщения арендатором собственника об использовании преимущественного права на продление срока аренды;
— установить обязательность обнародования в сети Интернет сведений о судебных делах, возбужденных по заявлениям о признании наследства без наследника;
— предоставить право на представление в суд заявления о признании наследства без наследника, кроме органа местного самоуправления, также кредитору умершего, а в случае, если в составе наследства есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, — также владельцу, пользователю смежного земельного участка (с сохранением положений о передаче имущества в составе наследства умерших в коммунальную собственность);
— освободить органы местного самоуправления от уплаты судебного сбора при представлении заявлений о признании наследства без наследника.