Министр финансов Украины Наталия Яресько пытается представить госбюджет Украины на 2015 год бюджетом реформ. «Бюджетный кодекс закладывает новую систему межбюджетных отношений и первые ростки децентрализации, — отметила она вчера в своем блоге в Facebook. — Правительство дает больший ресурс местным бюджетам, в то же время увеличивает их ответственность по расходам и вводит мягкое стимулирование к созданию эффективных общин».
Как сообщила Яресько, правительство передает местным бюджетам: 10% налога на прибыль предприятий; 100% государственной пошлины; 100% платы за предоставление административных услуг; 80% экологического налога. Из новых платежей, по ее словам, на места передаются акцизный налог, 25% платы за недра; налог на имущество (коммерческая недвижимость, легковые автомобили с объемом двигателя свыше 3 тыс. куб. см); единый налог; налог на прибыль коммунальных предприятий, местные сборы. Главный финансист страны уверяет: «И самое главное — на замену системы балансировки доходов и расходов мы предлагаем принципиально новую систему выравнивания налогоспособности территории». Глава Минфина считает, что процесс децентрализации будет быстрым и эффективным, в первую очередь, для местных общин и для людей.
Между тем, как в экспертной среде, так и в украинском парламенте, причем не только в оппозиции, но и в коалиции, слышны голоса, высказывающие возмущение процедурой, в ходе которой был одобрен бюджет, а следовательно, и его качеством... Эксперт Реанимационной программы реформ (РПР) Павел Кухта называет одной из главных проблем бюджета увеличение доли государства в экономике, тогда как Украине необходимо ее уменьшить, поскольку очень большая часть ВВП перераспределяется через коррумпированный и неэффективный государственный аппарат. По данным Кухты, с учетом необходимости покрытия дефицита «Нафтогаза Украины», через бюджет в стране перераспределяется до 60% ВВП. Именно это, по мнению эксперта, является одной из причин отсталости украинской экономики. Соответственно, бюджет-2015, в котором эта доля еще более возрастает, усугубляет эту проблему.
Кухта также отмечает, что этот бюджет не отвечает рекомендациям, которые давали крупнейшие международные эксперты, такие, как шведский экономист Андерс Аслунд. Речь шла о таких реформах, как сокращение особых пенсий и государственного аппарата, субсидий на использование газа. «Ничего этого в бюджете нет, — утверждает Кухта, — и даже дотаций для бедных, которые необходимы в связи с ростом цен на газ, тоже нет. Фактически эти реформы бюджетом не предусмотрены».
Немногим лучше оценивает принятый на 2015 год бюджет народный депутат (фракция «Самопомощь») Виктория Войцицкая. По ее словам, только расходы на Генеральную прокуратуру превышают в принятом бюджете 4 миллиарда гривен, тогда как, исходя из расходов за 10 месяцев 2014 года, можно было бы выйти не больше, чем на 3-3,5 миллиарда. Учитывая еще и сокращение функций ГПУ, которые запланированы с марта этого года, нагрузка на Генпрокуратуру должна бы сокращаться, а соответственно — и ее бюджет. «Мы этого не увидели», — отмечает народный избранник, но отдает должное работникам Кабмина и непосредственно Арсению Яценюку, в ходе общения с которыми многое из замечаний «Самопомощи» было учтено.
«Но что такое учтено? — спрашивает она и показывает текст закона о бюджете и стенограмму обсуждения в Верховной Раде. — Мы хотели удостовериться, что изменения были внесены, и увидеть новые цифры, которые были согласованы с Кабмином. Нам обещают, что они будут внесены 15 февраля. И не только по ГПУ, численность которой мы предлагаем сократить с 20 до 15 тысяч человек. Но и, скажем, по продаже лицензии на 3G, от чего может быть получено примерно 6 миллиардов гривен. Мы нашли также дополнительные поступления, которые могут быть получены бюджетом от роста цены на газ собственной добычи и выплаты налога на недра». «Это обеспечит больше 40 миллиардов, или 10% всех поступлений в бюджет», — говорит Войцицкая и высказывает надежду на то, что 15 февраля депутаты увидят действительно качественный бюджет, отображающий реальную экономическую картину года.