Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как из хозяина воспитать фермера

Польский опыт по производству молока...
8 октября, 2008 - 20:14
ЕСЛИ НАШИ ЗАПАДНЫЕ СОСЕДИ УЖЕ ДАВНО ОСВОИЛИ НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОЕНИЯ, ТО УКРАИНСКИЕ ХОЗЯЙКИ — ВСЕ ПО СТАРИНКЕ... / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Достаточно интересные воспоминания и мысли вызвала статья уважаемого нами автора Аркадия Музычука «Как из украинского крестьянина воспитать европейского фермера...» (День, 20 августа). Красноречивым примером стала «потемкинская» ферма, которую основали голландские специалисты в Жовковском районе на Львовщине, расположенная вблизи нашего аграрного университета. А мы с коллегами находились тогда как раз в пике научной активности и поиска. Однако на «голландской ферме» все делалось без отечественной науки, методом импровизации, потому что известно, что «жираф большой — ему видней» («власть знает все и без науки»). Однако даже не в науке дело, просто тяжело создать предпринимателя, или без его участия заставить работать бизнес-идею. То, что произошло, является грубым проявлением так называемого экономического конструктивизма, вульгарного течения, которое зародилось в немецком аграризме. Но вот незадача — это также урок. В противовес этому примеру, многим, Польше в частности, удается воспитать надежного хозяина-фермера. Как это происходит?

Прилегающий к Галичине восточный регион Польши никогда не был образцом ведения сельского хозяйства, так же, как и не мог похвастаться выдающимися показателями. Еще во времена «народной Польши» на этой территории с не самыми богатыми землями успешно сосуществовало очень много мелких хозяев и предприятия социалистического образца. С началом экономических преобразований на селе единым типом производителей в регионе стал частный хозяин. Звучит гордо, и выглядит иногда достаточно импозантно, хотя в большинстве своем это мелкие хозяйства, да еще и с одним важным и сложным недостатком — значительной парцелляцией (размельчением) земельных угодий. У многих хозяев в хозяйственном пользовании и собственности находится 5—7 га пашни, но на 10, и даже 20 участках! А в животноводстве не видоизмененная ли калька из галицкой действительности — по 2-3 коровы, максимум 5—7 коров на хозяйство. Те же алюминиевые бидоны вдоль дороги, первичный сбор молока фурманками, и лишь где-то дальше, на уровне молочного завода (кстати, в этом регионе почти всегда — кооперативного) начиналась Европа.

Такая ситуация не могла расцениваться как нормальная — ни заводом, ни потребителями, ни государством. В отличие от Украины, где едва ли не все аграрии и их партнеры по бизнесу, по спортивной терминологии, выступают каждый за свою команду, в Польше замечательно усвоили азы агробизнеса, изложенные в фундаментальном труде американских ученых Д. Годберга и Р. Дейвиса (1957 г.) «Концепция агробизнеса». В соответствии с этим уникальным произведением, переизданным в фермерском варианте — «Агробизнес в костюме фермера» (1959 г.), все участники бизнеса объединены определенным продуктом и бизнес-интересом в своеобразную «продуктовую цепочку». А прочность этой цепи, как известно, определяется силой самого слабого звена. После этого понятно, что мощность любой самой мощной молокоперерабатывающей компании будет зависеть от состояния дел на ферме.

В Польше, как и у нас на Галичине, речь шла не о «фермах» а об обычных хлевах, что правда — по-хозяйски опрятных и функциональных. Поэтому власть в сотрудничестве с молокоперерабатывающими предприятиями, с помощью структурных программ стимулирования и регулирования сделала все, чтобы там увеличилось количество коров, а ручное доение становилось анахронизмом. Для примера, молокозаводы предупредили, что не будут принимать с определенной даты неохлажденного молока. Но завод готов поставить бесплатно холодильники в те хозяйства, где больше 10 коров, или так называемым производственным группам молочников с количеством коров более 20. Правительственные же программы поддержки покупки племенного скота, сдачи в эксплуатацию новых ферм, хранилищ для кормов, также ориентировались только на хозяйства, которые имеют более 5 коров. Через два года планку подняли до уровня 10 коров. Но всегда, и почти во всех программах, проектах и финансировании преимущество отдавалось по таким критериям: большее поголовье, перспектива развития, организация производства, соответствие стандартам и «молочным правилам».

Завод, будучи кооперативным образованием, также ощущал дуновение конкуренции. Поэтому его сотрудничество и организационные усилия относительно производителей молока стоили отдельного исследования. Готовятся новые стандарты молока — в руки каждого хозяина попадает брошюра, которая разъясняет необходимость изменений, и их последствия. Ежегодное собрание производителей со специальными поощрительными мероприятиями и даже наградами в каждой гмине (низовая административная единица) и большем селе. Привлечение к племенным программам, доплата за содержание телят. И ежедневный мониторинг — как там на ферме, каковы содержание молока и скота, в конечном счете — как там хозяин? Сырьевая сеть завода, плюс государственная система и региональные институции по внедрению аграрной политики — все это нацелено на результат. Вы не удивитесь, что каждое воскресное утро и ежедневно в обеденную пору телевидение пускает ряд программ практического толка на тему агробизнеса. Для польского общества более важной новостью является цена на молоко, ожидаемые дожди и угроза распространения фитофторы, чем фантазии или сентенции кого-то из Секретариата Президента. Поэтому этим результатом является как раз формирование польского полевода несколько нового образца, более приближенного к фермеру, агробизнесмена.

До введения печально известных виз, на которые так индифферентно отреагировали наши представители власти, часто бывал в Польше, но не отводил глаз с их молочного скотоводства. Может потому, что родился на пограничье, кандидатскую диссертацию защищал на молочную тему, а в детстве был хорошим пастушком. А еще видел едва ли не эталон организации молочного дела в Висконсине, этом «молочном» штате США. Как приблизилось польское молочное скотоводство к этому образцу! Уже нет у дороги бидонов, молоко не знает крестьянских рук и воздуха, все по самым современным стандартам ЕС. Не то, что комар носа не подточит, но и придирчивые российские эксперты признали — все хорошо.

Простой рецепт, но использовать его сложно. Потому что наши государственные институции и мощные молокоперерабатывающие заводы словно не замечают крестьянина и его коровушку. Для завода один крупнотоннажный молоковоз замещает сырьевую зону целого района. Но всегда ли так будет? И пальмовое масло, и рыбий заменитель молочного жира не всегда будут выручать. С другой стороны, известно, что коров разводить, учитывая биологические и технологические особенности, — дело очень сложное и требует времени. А конкуренты из теперь уже открытой Европы ждать не будут. Так, может, самое время приниматься за работу?

Юрий ГУБЕНИ, доктор экономических наук, профессор, независимый эксперт по аграрной политике
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ