Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как не допустить дефицита энергоносителей?

Эксперты: Нужно уменьшить их экспорт и решить тарифный вопрос
18 ноября, 2014 - 11:42
Как  не допустить дефицита энергоносителей?
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Война поставила перед Украиной не только военно-политические и социально-экономические проблемы, но и морально-этические. Можно ли торговать с агрессором, который убивает наших солдат и мирных жителей? Продавать ему (с вооружениями и товарами двойного использования  все ясно) воду, электроэнергию, продовольствие? Можно ли покупать у него уголь и ту же электроэнергию? С ответами на эти вопросы, только на первый взгляд являющимися риторическими, не стоило бы спешить...

Так считают два экс-министра энергетики Украины — Виталий Скляров и Иван Плачков — и сегодня активно работающие в энергетической отрасли. Министр энергетики и электрификации УССР и первый министр энергетики Украины Скляров возглавляет ассоциацию CIGRE-Украина (Национальный комитет по большим энергетическим системам). Плачков является председателем наблюдательного совета «Киевэнерго». И оба они уверены, что в Украине недопустимо иметь дефицит первичных энергоносителей, будь то газ или уголь. В этом случае до опасного уровня возрастает вероятность не только веерных отключений, но и так называемых блэкаутов (крупномасштабных отключений электроэнергии), а также  несанкционированных перетоков из энергосистемы РАО ЭС России, с которой мы до сих пор работаем в параллельном режиме.

«Что может получиться из-за дефицита топлива при снижении наружных температур в период максимального потребления? — спрашивает Плачков и рассказывает: — В 7—8 часов утра уже начинается подъем нагрузки, а самый большой ее пик — это 17—18 часов, когда ее покрывают гидроэлектростанции и угольные блоки ТЭС. Существующий сегодня дефицит мощности из-за дефицита газа и угля 1,5—2 тысячи мегаватт при низких температурах дойдет до трех тысяч МВт и будет длиться с 7 до 22 часов. И если не решить проблему поставок топлива, а также перетоков из РФ, то существующий дефицит мы должны компенсировать ограничениями и снижением потребления. Иначе сработает автоматика частотной разгрузки и проведет отключения. Чтобы этого не было, необходимо провести мобилизацию всех резервов и максимально экономить электроэнергию».

По данным Плачкова, по состоянию на 11 ноября запасы угля на складах электростанций составляли всего 1,5 миллиона тонн, тогда как минимально необходимо иметь 4 миллиона тонн. «В результате наш дефицит может составлять три тысячи МВт, — повторяет энергетик, — это потребление двух таких городов, как Киев». «Мы должны мобилизовать страну на экономию электроэнергии, — призывает он. — А также повседневно решать проблемы с поставкой угля («слава Богу соглашение на поставку газа подписано»), решить вопрос с перетоком, чтобы исключить возможность полного развала энергосистемы». Плачков настаивает на необходимости сформировать энергетический баланс страны, подсчитать все энергоресурсы и распределять их в ручном режиме, чтобы избежать тяжелых последствий.

Несанкционированные перетоки электроэнергии из энергосистемы России, прогнозирует Скляров, могут возникнуть при любом аварийном отключении генерации, обусловленном ростом энергопотребления при похолодании. «Энергетика Украины в запущенном состоянии, — констатирует экс-министр. — Я даже думаю, что точка бифуркации уже пройдена, и вероятность того, что произойдет авария, у нас довольно высокая. Самое главное — к этому надо быть морально готовыми, потому что сейчас никто не воспринимает этого всерьез».

Специалист напоминает, что в позапрошлом году крупная авария произошла в ЮАР. Благо зимы там нет, и самой большой проблемой оказались неработающие светофоры. В результате на дорогах возникли огромные пробки. Убытки ЮАР от блэкаута, по данным Склярова, достигли $23 млрд. Он надеется, что в Украине до этого не дойдет, энергетики сделают все возможное, чтобы исключить аварию, поскольку потери от этого могут быть огромными.

Плачков объясняет, что у Украины есть контракт с Россией, который ограничивает  перетоки 25 миллионами киловатт часов в месяц. По его мнению, любое аварийное отключение энергогенерации или рост энергопотребления может привести к несанкционированному приему электроэнергии из России. Энергетик считает, что действующий контракт необходимо расширить: «Энергорынок должен заключить договор, предусматривающий импорт до 1500 мегаватт электроэнергии, а НКРЭ — определить цену, чтобы в случае увеличения перетоков «не заводили уголовные дела на тех, кто этот контракт подписал, как недавно получилось с углем из ЮАР». Плачков также уверен, что Кабмин в нынешней ситуации был обязан создать чрезвычайную комиссию по энергетике. Он не одобряет практику преждевременного использования газа из подземных хранилищ и переноса закупок газа в РФ на первый квартал 2015 года, а также предлагает, несмотря на войну, деполитизировать энергоотрасль, закупать для нее уголь везде, где можно и выгодно.

Но главные аргументы Плачкова, направленные на укрепление украинской энергетики и предупреждение ее коллапса, сводятся к тому, чтобы устранить перекос в ценовой политике, в соответствие с которым тарифы на электроэнергию для промышленности в Украине, в отличие от большинства стран Европы, существенно выше, чем для населения. В результате 62% населения страны, потребляющие меньше 150 киловатт часов электроэнергии в месяц, платят за это в среднем всего 25 гривен, а промышленность не конкурентна на международных рынках.

Свои предложения по реформированию энергосектора нашей страны, направленные на энергобезопасность и ликвидацию энергозависимости от России, в пятницу представил Международный центр перспективных исследований. Эксперты МЦПИ констатируют, что Россия поочередно использует свои энергетические ресурсы в качестве давления на Украину. Но если она одновременно откажется поставлять Украине газ, ядерное топливо для АЭС, нефть и уголь, то в общем энергетическом балансе страны появится огромный дефицит — 65%. «Стратегией энергетического выживания для украинского государства в этих условиях может стать только реформирование энергетики», — отмечает глава правления МЦПИ Василий Филипчук. «А ценой «неделания» этого, — уверен он, — будет суверенитет и целостность Украины».

Среди приоритетов энергетической политики эксперты МЦПИ видят реализацию огромного потенциала повышения энергоэффективности путем нормативно-правового регулирования и внедрения финансовых стимулов, пересмотра строительных норм. Многое можно сделать за счет лучшего использования собственных источников энергоносителей, в частности за счет технологии гидроразрыва, как считают исследователи, можно реанимировать многие старые нефтегазовые месторождения.

Особые надежды ученые МЦПИ возлагают на регуляторные реформы. По их мнению, большой вред Украине приносит все еще сохраняющаяся ставка на монополизм НАК «Нафтогаз Украины». Их возмущение вызывает постановление Кабмина, которым все крупные компании обязаны покупать газ только у одного этого поставщика. В связи с этим видится чрезвычайно перспективным полная имплементация Третьего энергетического пакета и особенно таких его положений, как доступ к трубе третьих сторон и независимое и эффективное регулирование.

Энергетическая безопасность — это не только диверсификация поставщиков, но и защита национального производителя. Достаточно сказать, что текущая потенциальная рентная ставка в Украине достигает 60%, как у ведущих мировых нефте— и газодобытчиков — Казахстана, Норвегии, России, где доход от энергоресурсов составляет основу государственного бюджета. В МЦПИ считают, что такие ставки только отпугивают инвесторов и демотивируют их от вхождения на отечественный рынок. Важным стратегическим приоритетом правительства в МЦПИ также называют постепенный отказ от субсидий на газ, уголь и электроэнергию для населения и направление освободившихся средств на поддержку отечественного энергопроизводителя, который до сих пор остается дойной коровой бюджета.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ