Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как побороть депрессию в регионах

Называться «проблемной» территорией станет легче, однако исправит ли это общую ситуацию?
31 марта, 1996 - 19:40
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Парламент принял в первом чтении правительственный законопроект 3567-1 «О внесении изменений в закон Украины «О стимулировании развития регионов» (что касается мониторинга)». Документом предлагается упростить критерии отбора депрессивных территорий, потому что те, которые действуют сегодня, являются слишком жесткими к «претендентам». Для того, чтобы государство предоставило статус «депрессивной территории», требуется, чтобы у «претендента» все показатели одновременно были на самом низком уровне, на протяжении пяти лет для регионов, и в течение трех лет для других групп территорий. В Украине и поныне не нашлось региона, который бы полностью соответствовал таким требованиям.

По мнению разработчиков закона, депрессивными следует признавать регионы, в которых на протяжении последних пяти лет показатель валового регионального продукта на одно лицо самый низкий. Депрессивными же промышленными регионами предлагается признавать те, в которых за последние три года, средний показатель уровня официальной безработицы значительно превышает аналогичные показатели развития территории этой группы, а объем проданной промышленной продукции на одного человека и уровень среднемесячной заработной платы значительно ниже этого показателя. В случае принятия законопроекта в перечне неблагополучных могут оказаться и сельские районы, в которых в течение трех лет плотность сельского населения, коэффициент его естественного прироста, уровень среднемесячной заработной платы и объем реализованной сельскохозяйственной продукции на одно лицо значительно ниже соответствующих средних показателей развития территорий аналогичной группы.

«У нас действительно существуют депрессивные регионы, — рассказывает «Дню» экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — Особенно это касается Западной Украины, где имеем стабильно высокий уровень безработицы: даже в наилучшие времена его показатель не опускался ниже 8%, тогда как в среднем по стране он составлял 6%, а в Киеве — 3%. Поэтому определенные регионы нуждаются в помощи». Речь идет о нескольких областях, десятках районов и сотнях населенных пунктов, убеждает экономист.

А вот экс-министр регионального развития и строительства Украины Василий Куйбида в комментарии «Дню» детализирует этот перечень: «Чтобы кого-то дотировать, нужно где-то брать средства. А у нас получается, что только пять областей (Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Запорожская, Луганская) и город Киев — доноры. Не могут же пять областей кормить остальную страну!» По мнению Яцубы, государство само тормозит развитие депрессивных регионов еще советской системой сбора средств с регионов в бюджет. Ее принцип заключается в том, что каждый год все области, в соответствии с утвержденным бюджетом, должны выполнить определенный план доходов. Если область перевыполняет установленный бюджетом показатель, то в следующем году ей его увеличивают. «Таким образом, области-доноры просто «загнали»... Дотационные же области ожидают, пока им дадут энную сумму средств, взятую из других областей. А нужно, чтобы каждая область развивала свою экономику, чтобы депрессивные области хотя бы в перспективе пришли к самообеспечению. Нельзя у одних постоянно забирать, а другим отдавать», — возмущается Яцуба. Облегчить жизнь на местах он предлагает так: при условии перевыполнения любой областью своего бюджетного плана на 5%, позволить ей оставлять 50% этой суммы на собственные потребности. По мнению Яцубы, сегодня не сладко живется Кировоградской и Луганской областям (хотя последняя и входит в список бюджетных доноров).

«Из 48 шахт, которые закрыты в Луганской области, в действительности закрыто только девять. Остальные 39 находятся на стадии закрытия. О чем это свидетельствует? Что во многих населенных пунктах, на территории которых с 1996 года были ликвидированы угольные предприятия, еще не выполнены в полном объеме меры относительно разрешения социально-экономических и экологических вопросов, предусмотренных соответствующими проектами их закрытия. Шахты закрыты, все брошено, у людей нет работы, детские садики не работают, лечиться негде, территории покинуты», — рассказывает «Дню» автор еще одного законопроекта о развитии депрессивных регионов народный депутат Александр Ефремов. Такие же территории с похожими проблемами встречаются в Донецкой, Львовской и Волынской областях. Ефремов предлагал предоставить этим территориям статус депрессивных, но Верховная Рада решила поддержать кабминовский законопроект, в котором этого пункта нет. По словам Ефремова, отсутствие «шахтерского пункта» в правительственном документе кажется странным, ведь, с одной стороны, государство декларирует поддержку угольной отрасли, но, вместе с тем, заботиться о людях, которые остались жить на территории отработанных шахт, никто не спешит...

По словам заместителя председателя комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Олега Ляшко, данный законопроект у комитета не вызвал никаких замечаний. На вопрос корреспондента издания, в какую сумму государству обойдется ежегодное финансирование депрессивных регионов, Ляшко ответил, мол, «сумма средств... не может быть меньше 0,2 процента доходной части государственного бюджета за соответствующий период».

Но поддержка депрессивным регионам не измеряется только бюджетными средствами, объясняет Ефремов. Эти территории могут получать определенные налоговые преференции.

Именно это и тревожит экономиста Жолудя, который в таких поблажках видит лазейки для налоговых минимизаторов. Например, потенциальный минимизатор может формально зарегистрироваться в депрессивном регионе, и при этом не создавать никаких рабочих городов, а просто не платить налоги. «Следует внимательно смотреть, на самом ли деле содействие таким депрессивным регионам помогает увеличить занятость или доходы населения этого региона», — добавляет Жолудь. По его мнению, было бы хорошо, если бы государственная помощь направлялась на развитие инфраструктуры проблемной территории (дорог, городского транспорта), чтобы предпринимателям было удобно организовывать и вести бизнес. Есть и другой вариант расходования бюджетных средств: выделять деньги жителям таких регионов, чтобы они прозябали. Но наилучший вариант, по мнению Жолудя, применять концессии и государственно-частное партнерство.

Экономистов поддерживают и на местах, но разработчикам законопроекта добавляют советы от себя. «Хорошо, признали территорию депрессивной. Но ведь главный вопрос в том, как сделать ее прогрессивной, как заставить ее работать на себя», — говорит «Дню» мэр города Запорожья Евгений Карташов. Основная задача сегодня, по его мнению, посмотреть, как привлечь средства инвесторов на депрессивные территории. «Вместе с принятием такого закона следует разрабатывать и внедрять государственную программу по выводу депрессивных регионов из этого состояния», — резюмирует далее Карташов. Простой же перевод проблемных регионов на государственное финансирование сделает их еще более депрессивными, убежден мэр.

Вместе с тем, по прогнозам опрошенных «Днем» экспертов, надеяться на скорое выздоровление «больных» регионов не стоит. Даже в мировой практике существует не так много примеров быстрой реанимации отсталых территорий. Восстановление дорог, больниц, детских садиков, развитие различных бизнес-направлений и остального занимает не один десяток лет. «Так, в США депрессивными регионами начали заниматься еще в 30-е годы ХХ века. И некоторыми из них еще и до сих пор занимаются», — добавляет Жолудь. Процесс вывода регионов из депрессии может продолжаться от десяти и более 100 лет, говорит он. Из-за этого украинской власти следует ставить реалистические планы и стремиться довести депрессивные регионы хотя бы до среднего уровня по государству.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ