Сегодня (в четверг) правительство пообещало в соответствии с бюджетным кодексом представить Верховной Раде и стране главную смету страны. «На этой неделе правительство внесет в парламент бюджет на 2017 год, — заявил в понедельник премьер-министр Владимир Гройсман в своем онлайн-видеообращении в Facebook, — Мы сделает это чуть ли не впервые вовремя. Мы абсолютно готовы к дискуссии с точки зрения того, каким должен быть бюджет на 2017 год. Мы будем дискутировать с депутатами, с экспертами. Но очень важно, что мы внесем честный бюджет — бюджет, который будет понятен по своим доходам и расходам». И в тот же день общественные активисты и чиновники провели дискуссию о том, на какие направления и отрасли следует направлять публичные финансы страны, что должно быть приоритетом правительства и законодателей.
«УДАРИМ» БЮДЖЕТОМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ
Первыми взяли слово сторонники развития инфраструктуры. Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк отметил, что такие две монопольные отрясли, как «Укрзализныця» и морские порты, ежегодно вносят в бюджет семь миллиардов гривень прямих налогов. В то же время нет ни одной государственной программы финансирования этих отраслей за счет средств бюджета. «Что такое инфраструктура? Является ли она дойной коровой бюджета или движителем экономики? Ответ на этот вопрос мы ищем уже двадцать лет», — сказал Вовк и предположил, что в Украине действует первый подход. Из-за этого в стране растет аварийность на транспорте, фиксируются также остановки транспорта из-за нехватки топлива. Эксперт предлагает изменить подходы к инфраструктуре. По его мнению, следует поддерживать экономику путем развития инфраструктуры. Он уверен, что в этом с ним согласятся и аграрии, и металлурги — те компании, которые поддерживают экспорт, поднимут обе руки.
Экс-главе департамента Мининфраструктуры Роману Хмилю нужно было говорить о дорогах, но он заговорил о бездорожье. По его словам, за последние десять лет финансирование дорожного хозяйства составило лишь 10% от поступлений в бюджет, которые состоят из сборов, уплаченных автомобилистоами, и акцизов на нефтепродукты. Да и эти суммы, по его словам, в значительной мере разворовываются. В результате 60% общенациональных дорог в аварийном состоянии. И в таком же состоянии 70% мостов.
«У нас в ближайшие годы может начаться «мостопад», — прогнозирует эксперт, а также отмечает, что из-за плохого состояния дорог на них ежегодно гибнет в два раза больше людей, чем в АТО. От одного до пяти миллиардов гривен ежегодно идет на ремонт автомобилей, которые выходят из строя из-за негодных дорог, констатирует эксперт. В то же время, по его словам, страны, которые занялись масштабным строительством дорог, доказали, что каждый доллар, инвестированный в дороги, дает на выходе 1,6 долларов возврата этих инвестиций путем влияния на рост ВВП и непрямых налогов с тех бизнесов, которые развиваются вокруг построенной инфраструктуры.
Вовк также говорит о водных артериях страны, по которым ранее перевозилось 60 миллионов тонн грузов, а сейчас лишь около пяти.Стоимость дноуглубления Днепра до 50 миллионов гривен. Но уже 5—6 лет этот вопрос не решается. «Речка практически «не течет» из-за того, что мы не можем организовать и профинансировать работ по углублению фарватера», — отмечает директор института. Соответствующие решения, по его словам, можно принять за два месяца...
ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ — НЕ СОЦИАЛКА, А ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ
«Без образования мы не будем иметь современных технологий, — отмечает советник министра образования и науки Владимир Бах, — уже и сейчас мы потеряли приборостроение и многие другие технологии. Ми рискуем потерять даже черную металлургию, потому что у нас нет специалистов, способных производить конкурентоспособную продукцию, наши рынки постоянно сужаются из-за того, что нет соответствующих специалистов. Нам нужны современное образование, современная наука. А для этого нужно их финансировать».
Экс-заместитель министра образования и науки. вице-президент Киевской школы экономики Инна Совсун озвучила «простой ответ» на утверждение о том, почему образование требует большего бюджетного финансирования, чем инфраструктура: «Вложения в инфраструктуру приносят 1,6 доллара на один вложенный, а один доллар, вложенный в образование, в долгосрочной перспективе приносит по разным оценкам от 8 до 15 долларов». Поэтому инвестиции в образование являются стратегическими и важными, говорит она.
«Одна из главных проблем при планировании бюджета медицины является то, что мы оцениваем соответствующие затраты исключительно как социальные расходы, — подчеркивает заместитель Министра здравоохранения Павел Ковтонюк, — на мой взгляд, — это инвестиции. Во-первых, в экономику. Ведь люди — это наш самый главный и самый дорогой ресурс. А медицина продлевает для них время трудовой жизни. И в перерасчете на один вложенный доллар, в том числе в профилактику заболеваний, она дает 11,5 доллара. Во-вторых, это инвестиции в политическую стабильность государства».
«Реформа медицины в последних четырех опросах входила в пятерку самых затребованных реформ, — продолжает заместитель министра, — а в одном из них вышла на второе место. В охрану здоровья нужно инвестировать еще и для того, чтобы была устойчивой наша политическая система». «Чего люди боятся сегодня больше всего? — спрашивает чиновник, — они желают друг другу, чтобы не было войны, и желают здоровья. Ведь ежегодно 640 тысяч семей в Украине вынуждены нести катастрофические для них финансовые расходы из-за затрат на медицину. И она является первой среди всех причин падения за черту бедности. В январе 2016 года 92% граждан Украины боялись, что в случае болезни попадут в тяжелое финансовое положение».
Инвестировать в медицину необходимо еще и затем, уверен Ковтонюк, чтобы люди знали: «Если заболеешь, государство тебя защитит». Он говорит также и о том, что в каждом ведомстве не должно быть своего минздрава, и что единое медицинское пространство, так же как и слоган «деньги ходят за пациентом» составляют смысл проводящейся в стране реформы здравоохранения. Заместитель министра опровергает мысль о том, что поборы с больных, получаемые врачами, составляет большую части медицинской экономики страны. По его мнению, самая большая часть груза, который ложится на пациента и который он оплачивает со своего кармана, — это лекарства (больше 75%).
У АГРЕССОРА ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ $54 МИЛЛИАРДА, У НАС — $2 МИЛЛИАРДА
«Национальная безопасность и оборона — это единственная сфера государства, которую нельзя отдать на аутсорсинг частному сектору, — уверен бывший заместитель министра обороны Юрий Гусев, — это единственный сектор, который всегда должен быть приоритетом государства». Он рассказывает, как падало финансирование национальной безопасности и обороны, и к чему это привело: к тому, что в 2014 годы мы были неспособны дать отпор агрессору на нашей территории без помощи волонтеров, без помощи граждан страны. «Это чудо, что благодаря волонтерскому движению мы выстояли», — убежден Гусев. По его словам, в 2015 году государство агрессор потратило на оборону 54 миллиарда долларов. А расходы Министерства обороны Украины в 2016 году составляют немногим больше двух миллиардов долларов, из которых на закупку нового вооружения и военной техники можно потратить около семи миллиардов гривень...
Аплодисменты на этой дискуссии вызвало предложение директора института развития территорий Юрия Ганущака: больше бюджетных денег заслуживает тот сектор, где идут реформы. Думается, у каждого из участников этого диспута своя правда. Задача наших парламентариев — сделать из множества этих правд одну, отвечающую интересам украинского общества и государства. Вот это и будет честный бюджет, который обещает нам на будущий год правительство.