Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как США и страны ЕС из кризиса выходили

Основные типы экономического поведения отдельных стран в преддефолтных ситуациях, которые могут пригодиться Украине
3 сентября, 2014 - 12:46
Как США и страны ЕС из кризиса выходили
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Планы выхода из экономических и политических кризисов каждая из стран разрабатывает по-разному. В начале прошлого века на старте строительства коммунизма при сплошной безработице в городах большевики дождались изречения тогдашних юмористов: «Когда погасла последняя лампочка, был разработан план ГОЭЛРО». Этим планом из национальной экономики выделено транспортно-энергетический каркас всей территории страны (развитие энергетики и промышленных предприятий, которые связаны с ней, с учетом территориального размещения природных полезных ископаемых и тому подобное). Было также запланировано создать и присоединить к этому каркасу такие отрасли, как тракторная, автомобильная промышленности, станкостроение, химия, сельгозмашиностроение, авиация и тому подобное. Однако реализация плана ГОЭЛРО с его гигантоманией, как отмечает российский ученый доктор технических наук, профессор Б.И. Кудрин, способствовали закрытию 250 царских станций общественного пользования, 6000 частных электростанций, а во время раскулачивания и ликвидации НЭПа было уничтожено около одного миллиона разного рода источников энергии, включая малые ГЭС и 830 тыс. ветряных мельниц. Это все те же альтернативные источники энергии, использование которых сейчас растет большими темпами во многих странах мира.

• Остальные страны мира в период Великой депрессии 1929—1933 гг. не ждали, когда погаснет последняя лампочка и появится массовая безработица, точнее — им не позволили забастовщики с многотысячными «голодными походами» к правительствам и тому подобное. И все же уровень безработицы в период Великой депрессии в США достиг 25% (15 млн безработных, а в 32 развитых странах — 30 млн), в некоторых странах Европы — 33% (в индустриальных регионах Англии, например, отдельных городах северного востока после остановки работы промышленных предприятий — до 70%).

В условиях кризиса новый президент США Ф. Рузвельт, осуществляя реформы в соответствии с «Новым курсом», в первую очередь направил все усилия на «забытого человека» — полностью ликвидировать безработицу. Были приняты законы о восстановлении национальной промышленности и о регуляции сельского хозяйства как инструментах государственного контроля над экономикой страны. Согласно им регламентировались порядки взыскания и расходования налогов для финансирования организации общественных работ и выплаты помощи по безработице. Соответственно, конгрессом США была создана Администрация общественных работ для управления проведением дорожного строительства, возведением гигантских плотин, сооружением автострад, аэродромов, мостов, гаваней и тому подобное. На выполнении этих работ работало 5 млн человек, а остальные безработные получали помощь по безработице и тому подобное. Также были разработаны и приняты кодексы честной конкуренции в отраслях экономики (регламентировались объемы производства, уровень заработной платы, рынки сбыта, цены на продукцию и тому подобное). То есть, согласовывались движение технологических ресурсов и готовой продукции, а также финансов на цепи «производство-реализация».

• Был также принят Закон «О регуляции сельского хозяйства» (в 1933 г.), который направлен на преодоление кризиса перепроизводства и поддержку цен на сельскохозяйственные товары. За счет осуществленной эмиссии казначейских билетов и государственных акций (3 млрд долл.) фермеры получили дешевые кредиты (2 млрд долл.), что уменьшило аукционную продажу обанкротившихся фермерских хозяйств (разорилось почти 10% всех ферм из-за неуплаты долгов и тому подобное).

То есть, все мероприятия «Нового курса» были направлены на перезапуск экономики США. При этом на старте реформы была увеличена максимальная налоговая ставка от 25 до 63 %, как мера накопления финансовых ресурсов для общественных работ. К сожалению, наших владельцев агрохолдингов устраивает налог в размере 6—10 грн за 1 гектар земель, который был установлен для поддержки мелкого и среднего бизнеса в аграрной сфере.

• В соответствии с данными отечественной статистики, уровень безработицы в работоспособном возрасте в целом по Украине в 2013 г. составлял лишь 7,7%, а в Донецкой и Луганской областях — соответственно 8,2 (165,5 тыс. человек) и 6,7% (66,3 тыс. человек). Какой у нас кризис? Общество постоянного и безграничного процветания! Численность сельского населения в 2013 г. составляла 740 тыс. человек, занятых — 355 тыс. (в т.ч. около 2 тыс. фермеров), а наемных работников в сельском хозяйстве — 43 тыс. человек. Что такое занятый? За рубежом относят к занятым тех, кто получает плату за свою занятость в размерах, обеспечивающих достойную жизнь семье. Все остальные виды труда — хобби. Сколько занятых, точнее, тех, кто получает достойную зарплату за свою работу, в сельском хозяйстве Донецкой или Луганской областей? Ведь из-за проблем с отсутствием справедливости в ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию (отсутствие для мелких хозяйств цивилизованных рынков сбыта с соответствующей справедливой ценой) свои паи их владельцы (по статистике — занятые) сдали в аренду агрохолдингам. Такой вопрос можно задать и по отношению почти ко всем остальным областям.

• В кризисных условиях 1929—1933 гг. многие страны мира стали применять планирование как метод государственной регуляции экономики. В Германии еще в 1932 г. был разработан индикативный план, задачей которого стояла борьба с безработицей и обеспечение занятости населения. А после второй мировой войны стали планировать развитие экономики практически все государства (Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Мексика, Индия, Южная Корея, Малайзия, Тайвань и др.). Основная идея индикативного планирования — не директивное планирование на государственном уровне с помощью определенных целей развития производства (основных задач) и финансовых преференций со стороны государства для тех фирм, которые дадут согласие выполнять этот план. Индикативный план выступает в качестве долгосрочного координатора использования государственных ресурсов, которые необходимы для восстановления экономики, ее модернизации, реконструкции и создания современных отраслей производства. За годы развития национальных экономик задачи расширялись и усложнялись, а методы индикативного планирования совершенствовались. Кроме обеспечения пропорционального экономического роста, равновесия внешне торгового баланса на повестку дня вставали задачи по решению социальных проблем и обеспечению полной занятости как основы разработки планов (проектов) социально-экономического развития регионов и тому подобное.

• В процессе индикативного планирования страны стали использовать математические методы. На первых этапах планирования — система национальных счетов. С первыми успехами в экономике, которые связаны с индикативным планированием, методология усложнялась. Система национальных счетов стала дополняться межотраслевым балансом (показывает структуру экономики и технологические связи), сводной таблицей финансовых операций (показывает структуру финансового рынка, финансовых ресурсов и в целом экономический оборот — оборотная ведомость) и национальной балансовой таблицей (финансовый баланс на начало или конец года). В такой системе координат методов анализа и планирования видно систему причинно-следственных связей в национальной экономике и все основные закономерности поведения хозяйственных единиц, включая уплату налогов. И до сих пор имеет место эволюция математического инструментария индикативного планирования. Главная особенность процесса такого планирования — все население стран через открытость (телефон, интернет, прессу, телевидение и тому подобное) принимает участие даже на предварительных этапах разработки долгосрочных, среднесрочных и годовых планов и всем известные намерения и показатели планов социально-экономического развития страны.

• В преамбуле проекта «Программы создания рабочих мест и стабилизации занятости в Донецкой и Луганской областях на период до 2017 г.» отмечается, что в отдельных городах региона полностью остановили работу промышленные предприятия, а в целом за 5 месяцев 2014 г. объемы производства сократились более чем на 30% в текстильной отрасли, производстве химических веществ и химической продукции, резиновых и пластмассовых изделий, другой неметаллической минеральной продукции машиностроении. Выросла, соответственно, безработица.

• Основная проблема Украины заключается в том, сможет ли наше правительство сформировать коллектив экспертов (не чиновников), отраслевых технологов, специалистов по моделированию и планированию технико-технологических и социально-экономических процессов с тем, чтобы разработать индикативные планы, в которых будут понятные ориентиры для менеджеров государственных и частных предприятий и вызовут бизнес-интерес на долгосрочную перспективу? Сможем ли установить приоритет в модернизации и возобновлении в стране, в первую очередь на Донбассе, предприятий или отраслей, функционирование которых даст наибольший толчок для развития всей экономики? Будет ли смелость установить контроль над ценами, как это делали страны мира даже в кризисных ситуациях (не только в период войны), и сказать доморощенным бизнесменам, что устанавливается, например, на пшеницу одинаковая для всех цена, а не в 1,5—10 раз ниже для отдельных незащищенных чиновниками групп сельскохозяйственных предприятий? Или вспомним об основной части населения, которое в нормальных рыночных условиях могло бы организовать мелкий и средний бизнес? Многие страны мира согласно мероприятиям индикативных планов резервируют для них отдельные отрасли национальной экономики, обеспечивают кредитом, производственной инфраструктурой, дефицитным сырьем, упрощают доступ к кредиту и капиталу на финансовых рынках, развивают сеть магазинов и способствуют сбыту продукции, строят производственные помещения и сдают их в аренду, как это делает Турция, Индия и тому подобное. И все плановые расчеты находятся под зонтом сбалансированного и эффективного распределения и использования ресурсов каждой страны. Сведем ли мы планы развития каждой области, которые сейчас разрабатываются (или делаются попытки) без какой-либо методологии сбора информации, ее анализа, формирования главных целей развития регионов, к общегосударственному виденью вектора стратегии экономического движения? Что будем делать с кучей разнообразных цифр, которые поступят из каждой области, ведь основным элементом областных планов вместо оптимизации использования ресурсов, включая трудовые, будет требование предоставить огромные бюджетные средства? Сумеем ли мы увязать регионы и отдельные отрасли наиболее оптимальными потоками готовой продукции, технологических и финансовых ресурсов? Круг вопросов можно продолжить, но вывод понятный — необходимо срочно находить тех специалистов (вместе с бизнесменами, технологами, специалистами по математическому моделированию), которые сформулируют наиболее рациональные стратегические целые страны и разработают проекты и программы (которые связаны с конкретными объектами) их эффективного достижения. При этом решение проблемы занятости населения будет стоять на первом месте. Только тогда мы сумеем задать наиболее оптимальный вектор стратегического развития экономики страны и достигнем такого желанного социально-экономического равновесия, как в стране, так и в отдельных регионах.

Николай КАЛИНЧИК, доктор экономических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ